Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Выселение из дома в рк

Выселение из дома в рк

Выселение из жилища как крайняя мера:


Г. Туленова, старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Статья 25 Конституции Республики Казахстан гарантирует гражданам неприкосновенность их жилища, а также устанавливает, что не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда.

В этой связи гражданин может быть выселен из жилища в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Проблема принудительного выселения из жилища в Республике Казахстан стала предметом изучения специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень в период с 6 по 13 сентября 2010 года.

Специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень Ракель Рольник отмечает, что

«принудительное выселение может быть оправдано лишь при наличии совершенно исключительных обстоятельств и должно обязательно соответствовать надлежащим принципам и процедурам, предусмотренным нормами международного права в области прав человека…»

, а также подчеркивает, что «государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы граждане не оказывались в состоянии бездомных или находящихся в уязвимом положении лиц с точки зрения нарушений других прав человека в результате выселения, вне зависимости от его законности» /1/.

Кроме того, имеются руководящие стандарты Комитета по экономическим, социальным и культурным правам Организации Объединенных Наций, в которых было уделено внимание практике принудительных выселений /2/. Так, в принятых Комитетом Замечаниях общего порядка № 7 по вопросу о принудительных выселениях существенно расширяется предоставляемая защита от выселения, поскольку в нем точно указывается, что именно должны делать правительства, домовладельцы и такие учреждения, как Всемирный банк, для того чтобы исключить случаи принудительных выселений и тем самым избегать нарушений прав человека.

Так, в принятых Комитетом Замечаниях общего порядка № 7 по вопросу о принудительных выселениях существенно расширяется предоставляемая защита от выселения, поскольку в нем точно указывается, что именно должны делать правительства, домовладельцы и такие учреждения, как Всемирный банк, для того чтобы исключить случаи принудительных выселений и тем самым избегать нарушений прав человека. В частности, в замечании общего порядка № 7 указано: — государствам необходимо обеспечивать, чтобы законодательные и другие меры были достаточными для предотвращения принудительных выселений, осуществляемых без надлежащих гарантий частными лицами или государственными органами, и, при необходимости, для вынесения наказаний за такие действия; — частные домовладельцы, застройщики и международные учреждения, такие как Всемирный банк, а также любые другие третьи стороны или негосударственные субъекты должны выполнять соответствующие правовые обязательства, и в случае осуществления ими принудительных выселений могут ожидать, что против них будут применены положения закона; — выселения не должны приводить к появлению бездомных лиц или лиц, уязвимых с точки зрения нарушения других прав человека.

Вследствие этого правительства должны гарантировать выселяемым — будь то незаконно или в соответствии с законом — лицам альтернативное жилье. Как известно, выселение означает лишение жилища человека, проживающего в нем временно или постоянно, но не имеющего или утратившего право на дальнейшее проживание в нем.

Выселение производится только по решению суда, которое приводит в исполнение судебный исполнитель. Исполнительное производство по выселению — это сложный процесс, так как является крайней вынужденной мерой, которая применяется только тогда, когда граждане добровольно не выселяются из жилища в установленный для этого срок.

При таком выселении определенную роль играют и морально-этические нормы.

В соответствии с информацией Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан по исполнительным листам по принудительному выселению, за 2010 вынесено 1347 решений по принудительному выселению, из них исполнено 966 решений; за 2011 год вынесено 1483 решения по принудительному выселению, из них исполнено 1004 решения. В то время как за 9 месяцев 2012 года на исполнении находилось 1678 решений по исполнительному производству, из которых в полном объеме исполнено 652 дела, из них: 130 исполнительных документов возвращено взыскателю, 11 исполнительных документов возвращено по требованию суда, 75 прекращено по основаниям статьи 47 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

. Таким образом, ежегодно в Казахстане принудительному выселению подвергается большое количество граждан.

При потере жилища, а тем более единственного жилища, люди ведут себя неадекватно: осуществляют самоподжоги, объявляют голодовку, заканчивают жизнь самоубийством, агрессивно ведут себя с судебными исполнителями, вплоть до применения физического насилия и т.п. Принудительное выселение в общем отрицательно сказывается на психологической, социально-экономической обстановке общества.

Принудительное выселение в общем отрицательно сказывается на психологической, социально-экономической обстановке общества. При применении выселения в качестве меры ответственности за нарушение закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору напрямую затрагиваются права и интересы граждан, зачастую малоимущих и социально уязвимых категорий населения. Несмотря на то, что в большинстве случаев граждане сами виноваты в том, что к ним применяют такую меру, как выселение, не следует забывать, что высшей ценностью нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан).

В настоящее время назрела необходимость в разработке законопроекта, направленного на минимизацию негативных последствий принудительного выселения, а также на установление дополнительных правовых и социальных гарантий граждан. В настоящей статье мы попытаемся дать предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам выселения из жилища (большая часть предложений автора настоящей статьи было учтено в концепции проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выселения из жилища»

при непосредственном участии в процессе разработки). 1. Одним из наиболее распространенных случаев принудительного выселения является вынесение решения о сносе самовольной постройки.

Так, самовольной постройкой в соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству, на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку, а также созданные без получения на это разрешений, необходимых в соответствии с земельным законодательством, законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и иным законодательством Республики Казахстан. В случае если право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, граждане, проживающие в самовольно построенном жилище, подлежат выселению. В этой связи предлагаем внести поправки в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК) в части конкретизации содержания решения суда о сносе самовольной постройки.

В частности, считаем, что будет целесообразно, если суд, вынося решение о сносе самовольной постройки, будет указывать в резолютивной части решения о необходимости выселения граждан, проживающих в самовольной постройке, а также срок, в течение которого они должны выселиться. Предлагаем ГПК РК дополнить статьей 228-1 следующего содержания: «Статья 228-1. Решение о сносе самовольной постройки Суд, вынося решение о сносе самовольной постройки, указывает в резолютивной части решения о необходимости выселения граждан, проживающих в самовольной постройке, а также срок, в течение которого они должны выселиться».

2. Не менее распространенным основанием выселения является принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд.

Так, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища.

Если стоимость предоставляемого жилища окажется выше стоимости сносимого жилища, то разница в их стоимости с собственника не взимается. Если стоимость сносимого жилища окажется выше стоимости предоставляемого жилища, то разница в их стоимости возмещается собственнику.

Данная норма в действующей редакции позволяет предоставлять жилище (взамен сносимого) не только в том населенном пункте, в котором расположен земельный участок, подлежащий изъятию, но и в другом населенном пункте. В этой связи необходимо внести дополнение в статью 15 Закона «О жилищных отношениях» в целях уточнения, что предоставляемое собственнику жилище должно находиться в том же населенном пункте, что и сносимое. Предлагаем пункт 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» изложить в следующей редакции: «1.

При сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище в том же населенном пункте или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища». 3. Процедурные вопросы исполнения исполнительного документа о выселении должника судебными исполнителями регламентированы в статье 106 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

, а также в общих положениях о порядке совершения исполнительных действий. Предлагаем внести поправки в статью 106 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

, регламентирующей порядок исполнения исполнительного документа о выселении должника.

В частности, необходимо уточнить такие моменты, как необходимость присутствия при производстве выселения сотрудников органов внутренних дел, пожарных и спасательных служб, медицинских работников, психолога, а в случае выселения несовершеннолетних детей — присутствие представителя органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству.

Кроме того, предлагаем установить запрет на проведение выселения при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время.

В этой связи предлагаем пункт 2 статьи 106 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

изложить в следующей редакции: «2.

Судебный исполнитель официально извещает должника о времени выселения. Отсутствие должника, надлежащим образом извещенного о времени выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа.

Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением. Не допускается проведение выселения при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время». Кроме того, предлагаем дополнить статью 106 пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1.

При производстве выселения необходимо присутствие сотрудников органов внутренних дел, пожарных и спасательных служб, медицинских работников, психолога, а в случае выселения несовершеннолетних детей — присутствие представителя органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству». В этой связи предлагаем также дополнить Закон Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

новой нормой, предусматривающей возможность отсрочки исполнения исполнительного документа о выселении должника на срок не более трех месяцев, а именно, дополнить статьей 106-1 следующего содержания: «Статья 106-1. Отсрочка исполнения исполнительного документа о выселении должника В случае если у выселяемого и членов его семьи отсутствует иное жилище на территории Республики Казахстан, лица, указанные в статье 40 настоящего Закона, вправе поставить перед судом, рассмотревшем дело, или перед судом по месту исполнения решения вопрос об отсрочке исполнения на срок не более трех месяцев.».

4. Согласно статье 37 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства направляет или вручает должнику предложение о необходимости в течение пяти календарных дней со дня получения добровольно исполнить исполнительный документ.

Однако пять дней для выселения из жилища слишком мало, так как за это время людям нужно собрать вещи, найти подходящее жилье, если у них нет другого жилища, затем переехать в другое жилье.

Поэтому справедливым было бы увеличить срок направления предложения о необходимости добровольно выселиться из жилища с пяти до тридцати календарных дней.

В этой связи предлагаем абзац второй пункта 4 статьи 37 Закона Республики Казахстан

«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

изложить в следующей редакции: «Судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства направляет или вручает должнику предложение о необходимости в течение пяти календарных дней (а при выселении из жилища — в течение тридцати календарных дней) со дня получения добровольно исполнить исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению) и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительской санкции или оплаты деятельности частного судебного исполнителя и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных настоящим Законом». 5. В пункте 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан провозглашено, что «каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Во многих случаях принудительного выселения граждане нуждаются как минимум в получении правовых консультаций, а как максимум — в судебной защите своих прав. Помимо этого многие из граждан не в состоянии оплатить услуги адвокатов, медиаторов, нести судебные расходы, а также не знают, имеется ли возможность улучшить свои жилищные условия. В этой связи необходимо внести поправку в Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» в целях закрепления возможности гражданам, подвергшимся принудительному выселению, получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь со стороны адвокатов, а именно предлагаем подпункт 3) пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции: «1.

Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно: … 3) гражданам по вопросам взыскания алиментов, принудительного выселения, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера».

6. Предлагаемые выше законодательные поправки не решат в полной мере проблем реализации гражданами права на достаточное жилище.

Более того, помимо проблем, связанных с принудительным выселением, имеются и иные проблемы перед законодателем.

Так, в литературе и законодательстве некоторых стран используется такое понятие как «трудная жизненная ситуация». К примеру, по Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» /4/ трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (подпункт 4) статьи 3).

К примеру, по Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ

«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»

/4/ трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (подпункт 4) статьи 3).

Выселение из жилища либо является следствием трудных жизненных обстоятельств, либо порождает их.

В этой связи законодательные меры, направленные на минимизацию выселений из жилищ, не может в полной мере решить складывающиеся проблемы в этой сфере.

Необходима проработка вопроса внесения поправок в жилищное законодательство в части предоставления временных жилищ из государственного жилищного фонда для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; введения запрета на приватизацию временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; строительства временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации. Однако лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, требуется целый комплекс мер, направленных на ее преодоление, и предоставление временного жилища является лишь одной из этих мер.

Для комплексного решения рассматриваемого вопроса примечателен опыт Российской Федерации.

Так, в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ) имеется раздел 4 «Специализированный жилищный фонд», регламентирующий виды, назначение и порядок предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде. Предлагаем заимствовать положительный опыт Российской Федерации в части назначения и предоставления жилых помещений маневренного фонда.

Предлагаем заимствовать положительный опыт Российской Федерации в части назначения и предоставления жилых помещений маневренного фонда. Так, согласно статье 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Считаем, что в целях обеспечения сохранности и возможности обеспечивать граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временным жилищем, необходимо установить законодательный запрет на приватизацию таких жилищ.

Рекомендуем прочесть:  Замеряет ли полиция децибелы

Временные жилища, предоставляемые лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предлагаем относить к государственному (а именно коммунальному) жилищному фонду. Соответственно, строительство временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, должно быть отнесено к компетенции местных исполнительных органов. В Законе Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148

«О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»

вопросы строительства жилищ коммунального жилищного фонда регламентированы статьями 27 (Компетенция акимата области, города республиканского значения, столицы), 31 (Компетенция районного (города областного значения) акимата), 35 (Компетенция акима района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа).

Таким образом, на законодательном уровне вопрос строительства временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации (в случае принятия поправок в законодательство), решен и требует внесения поправок либо принятия отдельного нормативного правового акта на подзаконном уровне в части разработки программ строительства коммунального жилища для временного предоставления отдельным категориям граждан, в том числе подвергшимся принудительному выселению из жилища. Литература 1. Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте Ракель Рольник. http://www.biblioclub.ru 2. Право на достаточное жилище.

http://www.ohchr.org/Documents/Publications/FS21_rev_1_Housing_ru.pdf.

3. http://www.dislife.ru/education/theme/114.

О некоторых вопросах применения судами Казахской ССР законодательства, регулирующего выселение граждан из домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков для государственных или общественных нужд

Обобщение практики рассмотрения гражданских дел о выселении граждан из домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков для государственных или общественных нужд, свидетельствует о том, что суды республики в основном правильно разрешают дела этой категории, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Вместе с тем, суды еще допускают ошибки в решении некоторых вопросов, связанных с применением законодательства, регулирующего эти правоотношения. Не всегда правильно определяют круг лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением, размер и состав жилой площади, которая должна быть предоставлена лицам, выселяемым из сносимых домов.

Отдельные суды не проводят должным образом подготовку дел к судебному разбирательству, не требуют предоставления решений исполнительных комитетов областных, Алма-Атинского городского Советов народных депутатов о сносе жилых домов, находящихся в личной собственности граждан, правоустанавливающих документов на эти строения.

В целях устранения указанных недостатков и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного суда Казахской ССР п о с т а н о в л я е т: 1. Обратить внимание судов республики на необходимость устранения отмеченных недостатков и повышения качества рассмотрения дел о выселении граждан из домов государственного или общественного жилищного фонда и принадлежащих гражданам на праве личной собственности, подлежащих сносу, точного и неуклонного соблюдения ими требований статей 92, 96, 134 Жилищного кодекса , постановлений Совета Министров СССР от 15 декабря 1961 года № 1131 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 21 октября 1983 года № 1015), Пленума Верховного суда СССР от 16 августа 1984 года № 17

«О применении законодательства при разрешении судами споров, связанных со сносом принадлежащих гражданам домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд»

и от 3 апреля 1987 года № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства».

2. Суды обязаны строго выполнять требования ст.

142 ГПК о проведении тщательной подготовки дел к судебному разбирательству с тем, чтобы обеспечить их качественное и своевременное рассмотрение.

В этих целях при принятии исковых заявлений и проведении подготовки дел к судебному разбирательству требовать предоставления: а) решения исполнительного комитета областного, Алма-Атинского городского Совета народных депутатов о сносе жилого дома, а также решений исполнительных комитетов соответствующих Советов народных депутатов об изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд; б) правоустанавливающих документов на дом (договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, акт о принятии дома в эксплуатацию, справка БТИ или исполкома местного Совета о принадлежности дома, договор купли-продажи, дарения и другие), плана (паспорта) на сносимый дом, а также на квартиры, предоставляемые выселяемым, сведений об их размере, степени благоустройства; в) справки о составе семьи, подлежащей выселению, с указанием пола, возраста каждого члена семьи, времени прописки, а также данных о том, нет ли в этой семье лиц, временно отсутствующих, за которыми согласно ст. 55 Жилищного кодекса сохраняется право на жилую площадь в сносимом доме. При наличии заявления ответчика о невозможности пользования предоставляемой квартирой по состоянию здоровья суды должны истребовать об этом справку ВКК, ВТЭК.

3. В случае сноса дома государственного или общественного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат: наниматели, члены их семей, бывшие члены семьи нанимателя, постоянно проживающие в этих домах, или временно отсутствующие по основаниям, указанным в статьях 54, 55, 60 Жилищного кодекса. Временные жильцы и поднаниматели выселяются без предоставления другого жилого помещения. Эти правила распространяются и на случаи, указанные в статьях 7, 91 Жилищного кодекса, когда непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо сносятся.

4. Разрешая вопрос о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения лицам, вселившимся в подлежащее переоборудованию либо сносу жилое помещение в порядке, установленном ст. 51 Жилищного кодекса, суды должны иметь в виду, что указанные в этой статье лица приобретают самостоятельное право на жилое помещение только тогда, когда они вселились в это помещение с соблюдением установленного порядка вселения с письменного согласия нанимателя, всех совершеннолетних членов его семьи (в том числе временно отсутствующих), а если интересы несовершеннолетних членов семьи представляют их родители, опекуны (попечители), не проживающие в жилом помещении, то и с согласия этих лиц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.7 постановления Пленума Верховного суда СССР от 3 апреля 1987 года № 2

«О практике применения судами жилищного законодательства»

, под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке. Суд может признать право на жилое помещение вселившегося лица, когда в его прописке было необоснованно отказано. При разрешении таких дел суды должны, не ограничиваясь сведениями о наличии или отсутствии прописки, исследовать все доказательства, свидетельствующие о постоянном проживании гражданина в сносимом доме и о вселении его в установленном порядке.

Соблюдение указанных требований суды должны проверять также и при рассмотрении исков о выселении членов семьи собственника, нанимателя и членов его семьи из домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. 5. Бывшие члены семьи собственника или нанимателя в домах государственного или общественного жилищного фонда, имеющие постоянную прописку в доме, подлежащем сносу, но не проживающие в нем ввиду обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом областного, Алма-Атинского городского Советов народных депутатов для принятия граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право на получение жилой площади в связи со сносом дома, если они не признаны утратившими право на проживание в сносимом доме.

При предъявлении такого иска суд, разрешая его, должен учитывать это обстоятельство, а также проверить, не возникло ли у указанных лиц право на жилое помещение в другом месте.

6. При разрешении споров о выселении граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения из домов, подлежащих сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд, суды должны располагать достоверными сведениями о размере жилого помещения, занимаемого гражданами в сносимом доме, причем количество комнат и размер жилого помещения в доме следует определять без учета самовольно произведенного переоборудования и перепланировки.

6. При разрешении споров о выселении граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения из домов, подлежащих сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд, суды должны располагать достоверными сведениями о размере жилого помещения, занимаемого гражданами в сносимом доме, причем количество комнат и размер жилого помещения в доме следует определять без учета самовольно произведенного переоборудования и перепланировки. 7. Когда граждане, имеющие право на получение другого благоустроенного жилого помещения в связи со сносом дома, претендуют на получение не одной, а двух или более квартир (помещений), ссылаясь на то, что они проживают разными семьями, суды должны проверить, действительно ли выселяемые проживали не одной семьей.

Если будет установлено, что они проживали разными семьями и вели раздельное хозяйство, то каждая семья должна обеспечиваться отдельной квартирой (помещением) по установленным нормам (части 1-3 ст. 96, ч.1 ст. 134 Жилищного кодекса).

8. Суды не должны удовлетворять иски о выселении граждан из сносимых домов с временным предоставлением им жилых помещений. Если между организациями, указанными в статье 92 Жилищного кодекса, или исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов и лицами, подлежащими выселению из сносимого дома, было заключено соглашение о временном предоставлении жилого помещения с условием последующего вселения в другую благоустроенную квартиру либо о предоставлении соответствующей квартиры после окончании строительства дома, иски об исполнении таких соглашений подлежат рассмотрению в суде.

На требования об исполнении вышеуказанных соглашений распространяется предусмотренный ст. 75 ГК трехгодичный срок исковой давности.

9. Согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда СССР от 16 августа 1984 г. № 17

«О применении законодательства при разрешении судами споров, связанных со сносом принадлежащих гражданам домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд»

, после принятия соответствующим органом решения об отводе земельного участка для государственных или общественных нужд и прекращении права землепользования собственник не вправе производить отчуждение находящегося на этом участке дома, кроме отчуждения на снос или продажи предприятиям, учреждениям, организациям, которым отведен земельный участок.

Договор купли-продажи, дарения, мены подлежащего сносу дома, заключенный с нарушением указанных требований, по иску заинтересованных лиц должен быть признан недействительным с приведением сторон в первоначальное положение. Лица, вселившиеся в дом на основании этого договора, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

10. Если на земельном участке плановых строений (домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, государственного или общественного жилищного фонда) имеются самовольно возведенные времянки, сараи, летние кухни и другие пристройки, приспособленные под жилье, лица проживающие в них, в случаях сноса дома выселяются без предоставления другого жилого помещения, за исключением граждан, указанных в п.5 настоящего постановления.

Глава 11. Права и обязанности нанимателей (поднанимателей) жилищ из государственного жилищного фонда или жилищ, арендованных местным исполнительным органом в частном жилищном фонде

Сноска.

Заголовок в редакции — Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Статья 80. Договор найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде 1.

Договор найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, заключается между местным исполнительным органом или администрацией государственного предприятия или государственного учреждения (наймодателем) и гражданином (нанимателем) в письменной форме на основании решения о предоставлении жилища.

Такие договоры не подлежат государственной регистрации.

1-1. Договор поднайма жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, заключается между местным исполнительным органом и гражданином в письменной форме на основании решения о предоставлении жилища. 2. Типовой договор найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, порядок предоставления жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, и пользования им утверждаются Правительством Республики Казахстан. 3. К отношениям, вытекающим из договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в соответствующих случаях применяются также нормы гражданского законодательства Республики Казахстан.

Сноска. Статья 80 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N (порядок введения в действие см. ); от 27.06.2011 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 81. Предмет договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде 1. Предметом договора найма (поднайма) жилища в государственном жилищном фонде или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, является отдельное жилище. 2. Жилая комната, имеющая выход (вход) в другую жилую комнату (комнаты), часть комнаты, а также подсобные помещения в квартире не могут быть самостоятельным предметом договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.

Сноска. В статью 81 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Статья 82. Признание договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, недействительным 1. Договор найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, может быть признан недействительным в случаях: 1) представления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении такого жилища; 2) нарушения прав других граждан или организаций на указанное в договоре жилище; 3) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилища; 4) нарушения очередности предоставления жилища; 5) в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилища, установленных законодательством Республики Казахстан.

2. Требование о признании договора недействительным может быть заявлено в течение трех лет со дня заключения договора. Сноска. Статья 82 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N (порядок введения в действие см. ); от 22.07.2011 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 83. Права и обязанности членов семьи нанимателя (поднанимателя) 1. Круг членов семьи нанимателя (поднанимателя) определяется в соответствии со настоящего Закона. 2. Члены семьи нанимателя (поднанимателя) пользуются наравне с нанимателем (поднанимателем) правами и несут обязанности, вытекающие из договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.

Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем (поднанимателем) имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. 3. Если граждане, указанные в настоящего Закона, перестали быть членами семьи нанимателя (поднанимателя), но продолжают проживать в занимаемом ими жилище, они сохраняют свои жилищные права и обязанности как наниматель (поднаниматель) и члены его семьи. Сноска. В статью 83 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см.

). Статья 84. Права нанимателя (поднанимателя) на вселение членов своей семьи в занимаемое им жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде 1. Наниматель (поднаниматель) вправе вселить в занимаемое жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, супруга, детей, родителей, получив на это письменное согласие совершеннолетних членов своей семьи, проживающих вместе с ним. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей согласия других членов семьи не требуется.

2. Лица, вселившиеся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в качестве членов семьи, в соответствии с настоящей статьей приобретают право пользования этим жилым помещением наравне с остальными проживающими в нем лицами, если при вселении между этими гражданами, нанимателем (поднанимателем) и проживающими с ним совершеннолетними членами семьи не было иного письменного соглашения. 3. (Исключен — от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Сноска. В статью 84 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см.

Рекомендуем прочесть:  В квитанции где искать флс

). Статья 85. Сроки сохранения жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, за временно отсутствующими гражданами 1. При временном отсутствии нанимателя (поднанимателя) или членов его семьи за ними сохраняется жилище из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в течение шести месяцев.

2. Если наниматель (поднаниматель) или члены его семьи отсутствовали по уважительным причинам свыше шести месяцев, этот срок по заявлению отсутствующего соответственно продлевается. 3. Условия и случаи сохранения жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок устанавливаются статьей 86 настоящего Закона. Сноска. В статью 85 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см.

). Статья 86. Случай сохранения жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, за гражданами 1. Жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, сохраняется за гражданами в случаях: 1) прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан либо в составе вооруженных сил, созданных с участием Республики Казахстан за ее пределами, — в течение срока службы; 2) выезда на работу по трудовому договору или в связи с избранием на выборную должность — в течение всего времени работы; 3) выезда за границу по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан, — в течение времени пребывания за границей; 4) выезда на учебу — в течение времени обучения; 5) помещения детей на воспитание в детское учреждение — в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекуна (попечителя) — до достижения детьми совершеннолетия; 6) выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна (попечителя) — на все время до прекращения этих обязанностей; 7) выезда на лечение — в течение времени нахождения на лечении; 7-1) временного проживания в государственном медико-социальном учреждении (организации) – на период проживания; 8) содержания под стражей либо применения к лицу уголовного наказания или иной меры уголовно-правового воздействия, исключающего возможность проживания в данной местности, – в течение времени содержания под стражей либо отбывания уголовного наказания или иной меры уголовно-правового воздействия. Лишение права на жилище из государственного жилищного фонда в этом случае может быть предусмотрено приговором суда.

1-1. Сохранность жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается в соответствии с Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». 2. Право пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, сохраняется за отсутствующим в течение шести месяцев со дня окончания сроков, указанных в настоящей статье. Сноска. Статья 86 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N (порядок введения в действие см.

); от 15.05.2007 N ; от 22.07.2011 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.12.2015 ( в действие с 01.01.2016); от 18.04.2017 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 87. Порядок признания лица утратившим право пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде Признание лица утратившим право пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде вследствие отсутствия сверх установленных в и настоящего Закона сроков производится по иску наймодателя или оставшегося проживать в этом помещении нанимателя (поднанимателя), либо членов (бывших членов) его семьи.

Сноска. В статью 87 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Статья 88. Право пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде в случае временного отсутствия нанимателя (поднанимателя) Члены семьи, проживающие в жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, наниматель (поднаниматель) которого временно отсутствует, вправе пользоваться всем жилищем на прежних условиях.

При этом они осуществляют права и несут обязанности по договору найма этого жилища. Площадь жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, право пользования которой сохраняется за временно отсутствующим гражданином, не считается излишней. Сноска. В статью 88 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см.

). Статья 89. Обязанности временно отсутствующего нанимателя (поднанимателя) Временное отсутствие нанимателя не освобождает его от выполнения обязанностей по договору найма жилища из государственного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных статьей 90 настоящего Закона.

Временное отсутствие поднанимателя не освобождает его от выполнения обязанностей по договору поднайма жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.

Сноска. В статью 89 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Статья 90. Использование жилища из государственного жилищного фонда, принадлежащего временно отсутствующему гражданину 1. Если в жилище из государственного жилищного фонда не проживают члены семьи временно отсутствующего нанимателя, за которым сохраняется жилище в соответствии со и настоящего Закона, наниматель вправе заселить сохраняемое жилище по договору поднайма либо поселить в нем временных жильцов на срок сохранения жилища.

Если наниматель не заселил сохраняемое за ним жилище из государственного жилищного фонда по своему усмотрению в течение трех месяцев, наймодатель, с согласия нанимателя, вправе предоставить это жилище по договору поднайма другим гражданам в пределах срока, на который за нанимателем сохраняется жилище из государственного жилищного фонда.

Срок поднайма (временного вселения) может быть сокращен при досрочном возвращении нанимателя или членов его семьи. 2. По возвращении нанимателя или членов его семьи они вправе потребовать немедленного выселения поднанимателей или временных жильцов из жилища, предоставленного им наймодателем.

В случае отказа освободить жилище поднаниматели (временные жильцы) по требованию нанимателя или членов его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилища из государственного жилищного фонда. Статья 91. Предоставление гражданам жилища из государственного жилищного фонда в связи с капитальным ремонтом жилого дома 1. При производстве капитального ремонта многоквартирного жилого дома из государственного жилищного фонда, когда ремонт не может быть произведен без выселения жильцов (нанимателя), наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта другое жилище, не расторгая при этом договора найма на ремонтируемое помещение.

2. По соглашению сторон взамен переселения договор найма может быть расторгнут, а нанимателю предоставлено по новому договору найма в постоянное пользование другое жилище, отвечающее требованиям, предусмотренным и , пунктами 2, 3, 4 настоящего Закона.

3. Расходы, понесенные нанимателем при переселении в связи с капитальным ремонтом, должны быть возмещены наймодателем. Нанимателем производится плата только за пользование жилищем, предоставленным на период капитального ремонта, а также за коммунальные услуги, предоставляемые в этом жилище. 4. В тех случаях, когда жилище из государственного жилищного фонда, занимаемое нанимателем и членами его семьи, в результате капитального ремонта не может быть сохранено за ним, нанимателю до начала капитального ремонта должно быть предоставлено другое жилище.

Другое жилище по требованию нанимателя или наймодателя предоставляется также в тех случаях, когда в результате капитального ремонта помещение существенно увеличивается и у нанимателя образуются излишки площади. Если в результате капитального ремонта жилище уменьшается, нанимателю по его требованию предоставляется другое жилище из государственного жилищного фонда, отвечающее требованиям, предусмотренным и , пунктами 2, 3, 4 настоящего Закона. Сноска. Статья 91 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.12.2019 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 92. Изменение договора найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде Договор найма жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде может быть изменен только с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Договор поднайма жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, может быть изменен только с согласия поднанимателя, совершеннолетних членов его семьи и местного исполнительного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Сноска. В статью 92 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см.

). Статья 93. Изменение договора по требованию нанимателей (поднанимателей), объединившихся в одну семью Сноска. Заголовок статьи 93 в редакции Закона РК от 29.12.2014 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Граждане, проживающие в одном жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, и пользующиеся жилищем по отдельным договорам найма (поднайма), в случае объединения их в одну семью вправе требовать от наймодателя заключения с кем-либо из них одного договора найма (поднайма) на все занимаемое ими жилище.

Сноска. Статья 93 с изменениями, внесенными законами РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ); от 26.12.2019 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 94. Определение порядка пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, при прекращении семейных отношений между членами семьи нанимателя (поднанимателя) Лица, прекратившие семейные отношения, но продолжающие проживать в одном жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, по единому договору найма жилища, вправе определить порядок пользования жилищем без заключения отдельных договоров найма (поднайма).

При недостижении соглашения спор разрешается судом с учетом сложившихся условий проживания до возникновения спора.

Сноска. В статью 94 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N (порядок введения в действие см. ). Статья 95. Изменение договора вследствие признания нанимателем (поднанимателем)другого члена семьи Совершеннолетний член семьи нанимателя (поднанимателя) может с согласия нанимателя (поднанимателя) и остальных совершеннолетних членов семьи потребовать признания его нанимателем (поднанимателем) по ранее заключенному договору найма (поднайма) вместо первоначального нанимателя (поднанимателя).

Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя (поднанимателя) любому совершеннолетнему члену семьи умершего (погибшего).

Перемена нанимателя (поднанимателя) влечет за собой переоформление договора найма (поднайма) жилища. Сноска. Статья 95 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 N (порядок введения в действие см. ); от 22.07.2011 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 96. Обмен жилищами из государственного жилищного фонда Порядок обмена жилищами из государственного жилищного фонда определяется правовыми режимами жилищ, установленными , , , и настоящего Закона. Для оформления обмена наниматель жилища из государственного жилищного фонда должен получить согласие проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, включая временно отсутствующих.

Сноска. Статья 96 с изменениями, внесенными законами РК от 27.06.2011 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.12.2017 (вводится в действие с 01.01.2018).

История семьи Исламовых

Патигуль Исламова в 2012 году получила арендную квартиру в микрорайоне Алгабас (ныне Зерделi) Алматы.

Мать пятерых детей, инвалид II группы стояла в очереди на получение жилья с 1989 года. К моменту выдачи квартиры старший сын уже обзавёлся семьёй, но по-прежнему проживал с родителями.

Итого в двухкомнатную квартиру въехали 11 человек: двое родителей, пятеро детей, сноха и трое внуков.

Об этом Informburo.kz рассказал брат Патигуль Исламовой, юрист палаты юридических консультантов Адилжан Исламов. «Моя сестра в 2012 году подписала договор с управлением жилищной политики Алматы на получение арендного жилья без права последующего выкупа.

Она была главным арендатором, а остальные 10 членов семьи – дополнительными подписантами», – говорит Адилжан Исламов. В договоре не прописано, что будет, если кто-то из членов семьи приобретёт в собственность жильё.

Лишь указано, что при прекращении действия договора наниматель и его члены семьи подлежат выселению. Договор рассчитан на три года с правом пролонгации. В 2015 году его продлили. В 2016 году взрослый сын Патигуль Исламовой купил квартиру по ссуде «Казахтелекома», где работала его супруга.

Молодая семья съехала из квартиры и стала жить отдельно от родителей.

Но это стало поводом для выселения оставшихся шестерых человек из арендной квартиры: родителей и четырёх детей. Читайте также: В апреле 2018 года Патигуль Исламовой пригрозили выселением.

Через месяц семья получила уведомление с требованием освободить квартиру до 9 июня 2018 года. Первый судебный процесс длился с лета 2018 до февраля 2020 года. Управление жилищной политики Алматы отозвало свой иск для сбора недостающих документов.

Но уже через несколько месяцев начался второй процесс, который длится до сих пор. Пока шёл судебный процесс, арендатор жилья Патигуль Исламова скончалась.

«Моя сестра скончалась 16 апреля 2020 года как раз между судебными процессами. Судебный процесс сильно повлиял на её здоровье, она устала от судебных разбирательств. Она из больниц не выходила, постоянно повышенное давление.

И так больной человек был. Не хотелось бы предъявлять суду, и мы не предъявляем, что суды её довели до этого. Но факт остаётся фактом, она умерла из-за переживаний во время суда», – добавляет Адилжан Исламов.

Алатауский районный суд Алматы, разобравшись в ситуации, приостановил производство по делу и направил в Конституционный совет представление о том, чтобы подпункт 8 статьи 107 Закона «О жилищных отношениях» признали неконституционным.

Заключив договор, проще добиться выселения из квартиры

По закону РК «О жилищных отношениях» №94-I, принятому ещё 16 апреля 1997 года, вы можете в аренду, даже если .

Не говоря уже об отдельной квартире. То есть сдавать можно и всё жильё, которое у вас есть, и его часть.

К тому же этот бизнес весьма прибыльный, спрос на арендные квартиры . Но в нём, как и везде, есть свои плюсы, минусы и неприятные моменты, которых так хочется избежать каждому арендодателю. Уж сколько раз твердили миру о том, какую неоценимую роль в любом споре (особенно судебном) может сыграть документ.

Поэтому перед тем как пускать в квартиру постояльцев, составьте и подпишите с ними договор аренды.

Это на руку, в первую очередь, вам как владельцу квартиры, так как вы можете прописать в договоре все ваши требования до мельчайших нюансов. Укажите срок аренды, сумму ежемесячной платы, а также права и обязанности сторон.

Причём последний пункт — про обязанности — советуем обдумать основательно, чтобы он в дальнейшем помогал вам решать споры с арендаторами.

Можно, например, указать, что, если арендатор не покинет жильё после окончания срока аренды, вы обратитесь в судебные и правоохранительные органы для защиты своих законных прав и интересов. Такой пункт договора, кстати, будет иметь и хорошее психологическое действие — арендатор сразу поймёт, что вы не относитесь к числу «простачков», и не решится водить вас за нос.

В договоре аренды нужно детально прописать, в каком случае и в каком порядке его можно расторгнуть. Это поможет сэкономить время и нервы обеим сторонам.

Вам не надо будет в экстренном порядке искать новых жильцов, чтобы , а им — новую квартиру. Заключать договор аренды можно и от физического лица (без регистрации ИП и ТОО). Нужно будет оплатить индивидуальный подоходный налог (ИПН), которым будет облагаться доход, полученный от аренды квартиры.

По закону, физические лица, сдающие квартиры в аренду, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но они обязаны ежегодно предоставлять декларацию по ИПН и осуществлять уплату этого налога. О том, как правильно заключить договор аренды квартиры, читайте в .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+