Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Решение об увеличение ндс когда принято

Решение об увеличение ндс когда принято

Решение об увеличение ндс когда принято

Позитивные моменты

Нельзя отрицать позитивного влияния НДС на бюджет страны. Расчеты общей собранной суммы за счет увеличения ставки на количество граждан показывают, что один россиянин, по сути, отдаст 360 рублей в месяц. Это не такая уж большая сумма и с этим можно жить.Другие позитивные моменты в том, что под повышение попадают далеко не все товары:

  1. Ставка на лекарства, детские товары, медицинские принадлежности, книги и базовые продукты питания — не изменяется и остается на тех же 10%
  2. Лечение, транспорт пассажиров, обучение детей также не будут облагаться НДС

В итоге, реальный прирост может ожидаться только в бизнес – сфере, которая не производит продукты питания и прочие социально значимые товары.Эти меры хороши тем, что на полки магазинов они не будут влиять негативно. Проблема в том, что под шумихой и негативным окрасом реформы, многие продавцы будут самостоятельно повышать цены, просто лишь для большего заработка.Делитесь своим мнением в комментариях, это помогает нам делать контент лучше!Подписывайтесь на наш каналНовости и аналитика

Как повышение НДС отразится на ценах, бюджете и экономике

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб.

дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб.

за шесть лет. На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  1. введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  1. повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  1. введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  1. смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС —

«это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение»

. Вместе с повышением НДС правительство о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки.

Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги.

Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ , что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%.

Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, Федерация независимых профсоюзов России.

Вот как оно повлияет на цены:

  1. подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  1. повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров.

    Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;

  1. по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  1. жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа.

    Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции.

    Но в 2020 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля.

    Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;

  1. автомобили большинства брендов.

    Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

  2. рост НДС повлияет и на цены на ;

80% крупных компаний планирует цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса.

Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%. В 2020 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб.

за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из . То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2020 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса.
В частности, Минэкономразвития ожидает (.), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%.

Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно. Главные риски придутся на наступивший год.

Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого .

Медведев объявил о повышении НДС в России

Министр финансов не уточнил, как повышение НДС отразится на потребительских ценах, но это по определению инфляционная мера. В то же время Силуанов пообещал, что правительство готовит пакет мер по «компенсации» повышения НДС.

Во-первых, расширятся возможности бизнеса для ускоренного возмещения налога на добавочную стоимость. Сейчас Налоговый кодекс предоставляет право на ускоренный способ его возмещения, если компания уплатила не менее 7 млрд руб.

НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года; этот порог будет снижен до 2 млрд руб., сообщил Силуанов.

Во-вторых, сократятся сроки камеральных проверок при возмещении НДС. В-третьих, правительство отменит налог на движимое имущество (бизнес неоднократно призывал его отменить, называя ). Наконец, тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам), сказал Силуанов.

Наконец, тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам), сказал Силуанов. По действующему законодательству, тариф на ОПС должен вернуться на уровень 26% с 2021 года. По словам Медведева,

«чтобы эта нагрузка [от повышения НДС] не падала на людей, все льготы по НДС на основные социально-значимые товары и услуги будут сохранены»

.

Речь идет о пониженных ставках в отношении продовольствия, детских и медицинских товаров, а также о нулевых ставках на внутренние межрегиональные воздушные перевозки. Кроме того, принято решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Это связано с отменой требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны, пояснил премьер-министр.

Институт КГН был создан в 2012 году как механизм для более справедливого распределения налогов по регионам (в КГН объединяются крупнейшие группы компаний, у которых производственные активы разбросаны по всей стране). Но после введения этого института поступления от налогоплательщиков, которые объединились в КГН, напротив, снизились. Проблема с КГН не нова, отметил Медведев, она приводит к выпадающим доходам регионов.

Чтобы у налогоплательщиков и региональных властей было время подготовиться к изменениям, окончательно этот институт будет ликвидирован на федеральном уровне с 2023 года, добавил глава правительства. «Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят обеспечить выполнение майского указа президента по достижению целей развития, а также поддержать экономический рост: будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства», — сказал Медведев.​

Вместо заключения

В марте я писал о готовящемся повышении налогов в России ( ).

Мне тогда несколько человек написали, что я говорю неправду, что это только слухи, что такого не произойдет.Не собираюсь разочаровывать истинных патриотов. Для них никакого повышения НДС и пенсионного возраста не произойдет, наверное.

А если и произойдет, то значит так оно и надо.Остальным напомню, что следующим шагом планировалось повышение НДФЛ на 2%, с нынешних 13 до 15 процентов. И что-то мне подсказывает, что правительство от этих планов не откажется.В общем, я вас предупредил. Готов вновь получить в свой адрес упреки во лжи.

Поверьте, еще больше чем в мартовской статье, мне сейчас хочется ошибиться .Как обычно, прикладываю ссылку на Подписывайтесь на канал, ставьте «палец вверх»Другие заметки можете прочитатьи на.Вопросы и пожелания пишите на почту: чтобы получать уведомления о новых заметках

Настройка НДС: как смягчить последствия повышения налога

Этот давний эпизод приходит на память только потому, что сегодня обсуждается прямо противоположное предложение — увеличение ставки налога с 18 до 20%. И как тогда можно было твердо заявлять, что снижение ставки не станет стимулом к существенному экономическому росту, так и сейчас можно утверждать, что возврат к 20-процентной ставке не приведет к сколь-либо ощутимым негативным последствиям для бизнеса, населения и в целом для экономики страны.

Наверное, надо быть очень наивным человеком, чтобы полагать, что многочисленные государственные расходы, о которых мы знаем даже из выпусков новостей, могут обойтись без повышения налоговой нагрузки.

Вопрос только в том, как лучше настроить налоговую систему, чтобы дополнительная аккумуляция налоговых доходов не обернулась бы большими проблемами для страны и общества. Начиная с прошлого года в медийном пространстве появлялись пугающие бизнес и общество предложения: введение прогрессивной ставки НДФЛ, отмена всех налоговых льгот, введение налога с продаж и т.п.

На этом фоне итоговое решение о повышении ставки НДС выглядит по крайней мере не таким разрушительным, как иные предложения. Но чем это может обернуться для страны? О министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства: федеральный бюджет получит дополнительно 600 млрд руб.

А каким будет эффект для экономики в целом? Повышение ставки НДС очевидно приведет к тому, что налогоплательщики будут больше платить в бюджет. В первую очередь «обогатят» казну те, у кого высокая добавленная стоимость — значительный фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, проценты по кредитам и прибыль.

Бесполезно пытаться составить полный список таких отраслей. На отдельных этапах экономического цикла это могут быть самые разные отрасли и предприятия.

Другое дело, что не все создатели высокой добавленной стоимости платят НДС. Например, банки плательщиками этого налога не являются, и, хотя добавленная стоимость у них высока, они не сильно пострадают от повышения ставки. Но какова бы ни была сумма НДС, уплачиваемого плательщиком, финансирование этих затрат берет на себя конечный покупатель, если, конечно, спрос это позволяет.

И вот тут-то и надо искать риски для экономики и способы компенсации потерь конечных покупателей.

Это прежде всего физические лица, приобретающие товары (работы, услуги) для собственного потребления; малые предприятия, использующие специальные налоговые режимы, не предполагающие уплату НДС. Это некоммерческий сектор, не реализующий никаких услуг либо реализующий услуги, освобожденные от НДС. Это, наконец, не платящие НДС финансовые институты.

Для всех этих конечных потребителей повышение налога обернется повышением затрат на потребление. Но даже линейный расчет такого повышения показывает, что при увеличении ставки на 2% стоимость потребляемых товаров (работ, услуг) в целом по России увеличится не более чем на 1,7%. Сравним это повышение с динамкой роста цен и тарифов, например на коммунальные услуги, и признаемся, что оно не станет серьезным фактором разгона инфляции.

Вместе с тем очень не хочется, чтобы тонкая настройка налоговой системы ограничилась только повышением ставки НДС и замораживанием сегодняшней ставки страховых взносов на уровне 30%.

Как я уже отмечал, проблема НДС — не в ставке, а в порядке исчисления и уплаты налога. Так давайте сейчас одновременно с повышением ставки решим эти проблемы. В числе необходимых мер я бы предложил исключение из состава объектов налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления; исключение из налоговой базы авансовых платежей, получаемых от покупателей; упрощение подтверждения ставки 0% за счет сокращения перечня документов, подтверждающих эту ставку; разрешение подтверждения факта экспорта товаров в электронном виде, решение проблемы налогообложения трансграничных сделок по продаже работ и услуг внутри ЕврАзЭС и ряд других шагов.

В числе необходимых мер я бы предложил исключение из состава объектов налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления; исключение из налоговой базы авансовых платежей, получаемых от покупателей; упрощение подтверждения ставки 0% за счет сокращения перечня документов, подтверждающих эту ставку; разрешение подтверждения факта экспорта товаров в электронном виде, решение проблемы налогообложения трансграничных сделок по продаже работ и услуг внутри ЕврАзЭС и ряд других шагов.

Ну и, наконец, надо вернуться к пересмотру ставки страховых взносов, не просто заморозив ее на уровне 30%, но существенно снизив. Действующая ставка не создает условий для вывода черных и серых зарплат в малом и среднем бизнесе в легальную сферу и не способствует переводу (сохранению) в России бизнеса, предполагающего высокий уровень фонда оплаты труда.

Даже при сохранении ставки подоходного налога в 13% наш уровень налогообложения зарплатного фонда существенно выше, чем у наших партнеров по ЕврАзЭС.

Голосование

Чем грозит повышение ндс до 20%

  1. Бюджет получит дополнительные 620 млрд. руб. в год, которые можно будет потратить на социальные и другие программы.
  2. Большинство семей повышение НДС не затронет, т.к. НДС 10% на социально значимые товары не изменится.
  3. Значительное повышение цен на товары и услуги. Рост НДС на 2% предприниматели переложат на плечи потребителя.

Загрузка . Предыдущая статьяСледующая статья

Чем это обернется для россиян?

Сегодня налог на добавленную стоимость – это главный налог нашего федерального бюджета. Им облагаются все товары и услуги, произведенные в России или ввезенные из других стран.

Его платит бизнес, но налоги, обычно закладываются в цену товара. Поэтому конечными его плательщиками в конечном итоге все равно выступаем мы с вами – потребители. В совокупности, в 2017 году бюджет получил от НДС с реализуемых товаров – 3,07 трлн рублей, а с импортных – ещё 1,98 трлн рублей.

Суммарно 5,05 трлн рублей в год.

В случае увеличения ставки – будем платить 5,65 трлн рублей в год и более.Если поделить это на количество россиян (146 млн человек), то получается, что покупая товары и пользуясь услугами в год мы опосредованно отдаем в бюджет только на НДС в среднем почти 35 тысяч рублей. При увеличении ставки до 20%, будем отдавать 38,4 тысячи рублей.

Увеличение НДС, в первую очередь, станет катализатором роста цен. Исключением могут стать лишь товары, по которым установлены льготные ставки, например, фрукты или детские товары.

«Донастройка» на ₽600 млрд: кто заплатит за повышение НДС

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС.

Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя. По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория).

Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер. А для реализации опубликованного ранее нового майского указа президента Владимира Путина требуется 8 трлн руб. дополнительного финансирования до 2024 года включительно.​ Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2020 года. — Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки). — Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб.

(компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года).

Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок. — Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам). — В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков). — Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо.

Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета.

По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля»

, — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования.

Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Антон Силуанов (Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости) Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он.

«Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают»

, — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными»

, — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин.

По его словам, президент в 2014 году не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост , усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес «налогом на модернизацию»).

А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин.

«Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен»

, — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год).

Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов. По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он.

«Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин. Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно.

Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2020 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4–4,5%.

Эффект для потребительских цен составит плюс 1–1,3 п.п., согласен Куликов.

При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин. Фото: Екатерина Кузьмина / РБК НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя.

«В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами.

Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист. С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова.

В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования).

А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК.

Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.

Когда было принято решение о повышении НДС в России до 20 процентов

Разговоры о планируемом повышении ставки предпринимательского налога начались весной 2018 года, но никто из официальных лиц не брал на себя инициативу по внедрению планов.

Обнародовать целый ряд непопулярных мер, включая повышение налога, официальные лица решились 14 июня 2018 года, когда всё внимание общественности было приковано к открытию чемпионата мира по футболу.

К этой «приятной» новости добавилось повышение пенсионного возраста и рост тарифов ОСАГО.Изменения вступают в силу с января 2020 года.

Оплата за 4 квартал 2018 года будет производиться по старым ставкам — 18%. Применительно к детским и социально значимым товарам НДС повышаться не будет.На социально значимые товары и дальше будет распространяться ставка НДС 10%

Переход на НДС 20%

В связи с повышением НДС до 20% возникает множество вопросов, связанных с переходным периодом. И нужно сказать, что Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, подписанный президентом, не предусматривают никаких особых условий в этот период.

Зато вышло несколько писем Минфина с разъяснениями о том, как действовать бухгалтерам в тех или иных ситуациях.

  1. Вы закупаете товар в 2017 году по ставке НДС 18%, а реализуйте в 2020 году по ставке 20%.

Разъяснения дает . Что нужно знать? При реализации после 1 января 2020 года товаров, приобретенных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 20%, то есть на налоговые преференции рассчитывать не стоит.

  1. Аванс за товар был перечислен в 2018 году, а отгружен товар после 1 января 2020 года.

Разъяснения дает . Документ уточняет, что Федеральный закон

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

, одобренный Советом Федерации, предусматривает увеличение с 1 января 2020 года ставки НДС до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2020 года.

«При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2020 года, в том числе предусматривающих перечисление авансовых платежей, указанным Федеральным законом не предусмотрено»

, — говорится в Письме Минфина.

С учетом изменений могут возникнуть сложности с правильным заполнением декларации по НДС — когда в первом квартале 2020 года надо отобразить одновременно несколько ставок: 18/118 и 20%. Также сложности могут возникнуть в случаях, когда принимаются к вычету не принятое ранее НДС по счетам-фактурам 2018 года — в этом случае необходимо указать в декларации ставку 18%.

  1. ККТ должны печатать чеки с указанием ставки НДС 20%.

Разъяснения дает . ФНС предупреждает владельцев онлайн-касс о том, что первый чек, пробитый после 1 января 2020 года, должен содержать ставку НДС 20%.

«После вступления в силу проекта приказа, но не ранее 1 января 2020 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120»

, — уточняется в Письме ФНС. Поэтому владельцам касс необходимо позаботиться об установке к 1 января 2020 года соответствующего обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2020 года.

  1. Что будет с налоговыми льготами по НДС, со ставкой НДС 10% и со специальными налоговыми режимами — ЕНВД и УСН?

Разъяснения дает Письмо Минфина от 24.08.2018 № 03-01-11/60358.

В письме говорится, что сохраняются:

  1. пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
  2. льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС;

С целью поддержки бизнеса для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности. Налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.

  1. Услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые после 1 января 2020 года, в том числе на основании договоров, заключены до указанной даты.

Разъяснения дает .

в этом случае договора придется пересмотреть: внести дополнительные соглашения и учесть в них повышение ставки НДС, а это может повлиять на повышение цены договора.

Ставка НДС в размере 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2020 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты.

Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса, разъяснения по применению, которого к компетенции Минфина не относятся.

Нищая страна: сколько россияне заплатят за повышение НДС

Правительство приняло решение повысить с 2020 года общую ставку НДС с 18% до 20%.

Самый существенный удар это нанесет по потреблению — скоро начнется неминуемый рост цен 0 shares Правительство приняло решение с 2020 года общую ставку НДС с 18%, действующих сейчас, до 20%. О негативных сторонах повышения ставки НДС в последнее время говорилось очень много. Дискуссия на эту тему началась пару лет назад, когда на повестке дня встал вопрос о налоговом маневре и рассматривался вариант одновременного повышения ставки НДС и снижения ставки социальных взносов.

И хотя с аргументами, приводимыми сторонниками этого маневра, не всегда можно было согласиться, главным было то, что целью этой рокировки было стимулирование экономики, ускорение темпов экономического роста и даже возможное сокращение теневого сектора. То есть можно сказать, что во главе угла тогда стояло все-таки желание придумать механизмы стимулирования экономики, которые дали были толчок к более высоким темпам экономического развития. Сейчас подход изменился. Вместо задач стимулирования роста на первый план вышли чисто фискальные интересы — найти дополнительные бюджетные доходы для реализации новых майских указов Президента и других масштабных проектов, озвученных президентом ранее.

Получилось, что от маневра, который имел бы свои плюсы и минусы, правительство решило оставить только ту часть, в которой сосредоточились минусы.

Самым существенный удар рост ставки НДС, конечно, нанесет по потреблению. НДС с момента возникновения добавленной стоимости самого первого полуфабриката, делает на своем пути множество итераций, но в конечном итоге закладывается в цены и полностью ложится на плечи потребителей. Потребители в полной мере могут этот процесс не осознавать, хотя убедиться в этом смогут очень скоро, глядя как вырастут цены при увеличении ставки НДС.

Рост цен это всегда неприятно, а для людей с низкими доходами и пенсионеров это может быть даже критично.

В результате повышения цен при сохранении уровня заработных плат и пенсий располагаемые доходы будут снижаться, потреблять мы станем меньше, станем сильнее себя ограничивать, и в целом уровень жизни снизится. С точки зрения экономики в целом, снижение потребления приведет к торможению и без того скромных темпов экономического роста. Ведь сокращение потребления приводит к снижению спроса на товар, что отрицательно сказывается на производителях.

Напомню, что потребление в последние время было практически единственным источником роста, не связанным с ценами на нефть.

Казалось бы, чему в такой ситуации можно радоваться? Наверное, только тому, что могло быть еще хуже. Например, могло быть принято решение об отмене льготной ставки НДС.

Такой вариант рассматривался правительством и был крайне соблазнителен с точки зрения получения дополнительных доходов в бюджет (в 2017 году потери бюджета от применения льготной ставки в 10% превысили сумму в полтриллиона рублей). Отказ же от такой меры выглядит продуманным и социально оправданным шагом, поскольку льготной ставкой облагаются предметы первой необходимости — продукты питания, лекарства и т.п.

И в случае повышения льготной ставки НДС с 10% до 20% цены на эти льготные категории товаров выросли бы разительно, подорвав основы бюджета малообеспеченных семей и пенсионеров. Как уже было сказано, увеличение общей ставки НДС неминуемо отразится на ценах. Однако, возможно, сейчас именно тот момент, когда это повышение может пройти наименее болезненно, поскольку второй год мы имеем рекордно низкую для нашей страны инфляцию.

Годовой ориентир Центрального банка по инфляции на 2020 год составляет 4%.

Примерно столько же прогнозируется и по итогам 2018 года. Рост цен за счет увеличения общей ставки НДС (с сохранением льготной ставки) добавит к этому уровню по нашим оценкам примерно 0,3 п.п. Для россиян, уже привыкших жить с годовым темпом инфляции порядка 7% в относительно спокойное время и около 10-13% в кризис, рост цен на 4,3% не выглядит уж настолько страшным.

Было бы гораздо хуже, если б дополнительный рост цен из-за роста ставки пришелся бы на время, когда ожидаемая инфляция и без того была бы высокой. Выбор налога на добавленную стоимость в данном случае также понятен, ведь если стоит задача — во что бы то ни стало найти дополнительные доходы — повышение ставки другого налога, скажем, подоходного или налога на прибыль, нанесло бы экономике более серьезный ущерб — не зря эти налоги признаны международными организациями самыми вредными для экономического роста. Альтернативной повышения ставки НДС теоретически мог бы стать отказ от бюджетного правила и расходование дополнительных нефтегазовых доходов.

Однако столь логичная на краткосрочном горизонте планирования идея, в средне- и долгосрочной перспективе является чрезвычайно рискованной с точки зрения бюджетной безопасности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+