Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Особенности работы на крайнем севере

Особенности работы на крайнем севере

Особенности работы в условиях Крайнего Севера. Нормативная база

Уважаемые коллеги, с этого номера журнала мы начинаем публиковать цикл статей, в которых рассматривается специфика трудовых отношений с работниками районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Крайнему Северу. Большое количество различных нормативных актов, регулирующих работу северян, постоянные изменения, вносимые в эти нормативные документы, недостаточно четкие и ясные формулировки в Трудовом кодексе и других нормативных актах, допускающих различные варианты толкования, осложняют положение работодателей и работу кадровиков в северных регионах нашей страны.

В предлагаемом вам цикле статей мы планируем всесторонне осветить вопросы трудовых отношений с северянами.

А начнем мы с существующей нормативной базы. Закон № 4520-1 и другие документы 1 августа 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ

«О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»

, которым были восстановлены отмененные в 1942 г.

льготы для работников государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера, при условии, что они заключили договоры о работе на Крайнем Севере на срок не менее 3 лет.

Указом Совету Народных Комиссаров СССР поручалось утвердить перечень местностей Крайнего Севера, а также инструкцию по применению Указа.

С этого Указа и началась послевоенная история северных льгот. С 1945 по 1993 годы было издано много важных нормативных и методических документов, регламентирующих предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу (далее — РКС и МКС).

Большая часть их утратила силу, однако некоторые из них, будучи неоднократно измененными и дополненными, сохранили свою силу до настоящего времени.

По мере необходимости мы будем на эти документы ссылаться. В настоящее время вопросы трудовых правоотношений, предоставления льгот и компенсаций работающим в РКС и МКС регулируются несколькими десятками нормативных и методических документов. Важнейшим из них является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г.

№ 4520-1

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 г.; далее — Закон № 4520-1). В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г.

№ 4521-1 государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом № 4520-1, распространялись на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к РКС и МКС.

Как сказано в преамбуле Закона № 4520-1, закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В соответствии со ст. 1 действие Закона № 4520-1 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в РКС и МКС, независимо от форм собственности, и на лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Однако источники финансирования предоставляемых льгот и компенсаций отныне зависят от формы собственности.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в РКС и МКС, после 1 января 2005 г. устанавливаются теми органами и организациями, за счет средств которых финансируется деятельность соответствующих организаций:

  1. в организациях, финансируемых из федерального бюджета, гарантии и компенсации устанавливаются федеральными законами;
  2. в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом (определение размера районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в РКС и МКС).
  3. в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов РФ;
  4. в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами;

Государство оставило за собой финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в РКС и МКС, в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в Закон № 4520-1 внесены существенные изменения, которые коснулись и вопросов установления коэффициентов к заработной плате граждан, работающих в РКС и МКС. В частности, для организаций, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, могут устанавливаться повышенные коэффициенты.

Руководителям частных организаций право установления повышенных коэффициентов законом не предоставлено.

Кроме того, из новой редакции исключена норма, в соответствии с которой районный коэффициент должен был начисляться к заработной плате без ограничения ее максимального размера, а также норма, которой устанавливалось, что выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

Кроме того, из новой редакции исключена норма, в соответствии с которой районный коэффициент должен был начисляться к заработной плате без ограничения ее максимального размера, а также норма, которой устанавливалось, что выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы. Следует отметить, что эта льгота северянам сохранена.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 (с изм. от 13 июля 2006 г.)), а затем и Положением с тем же названием (утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922) предусматривается, что при расчете среднего заработка должны быть учтены выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (подп.

«л» п. 2). В результате внесенных изменений из 38 статей в Законе № 4520-1 осталось 13, остальные утратили силу, да и эти 13 даны в новой редакции, во многом изменившей содержание правовых норм. Ответы на вопросы о том, какие гарантии теперь должны предоставляться северянам и в каком порядке, следует искать в Трудовом кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах от 15 декабря 2001 г.

№ 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

, от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

и в других законодательных и нормативных правовых актах.

Какие гарантии северянам отменены Изучение некоторых законов помогает понять, каких гарантий сегодня северяне лишены.

Например, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ

«Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

не предусматривает льготы, которая была у работников РКС и МКС, что называется, «испокон веку» — выплаты пособия по нетрудоспособности в 100-процентом размере. Справедливости ради следует отметить, что многие исключенные из Закона № 4520-1 положения просто стали избыточными, т.к.

нашли отражение в других законах — Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др. Однако в результате внесенных в Закон № 4520-1 изменений лица, прибывающие в РКС и МКС, фактически лишились права на бронирование жилой площади по прежнему месту жительства и обеспечение жилой площадью по нормам, установленным для данной местности, и др.

Отменены льготы отдельным категориям граждан, например:

  1. молодым людям в возрасте до 30 лет, прожившим в РКС и МКС не менее 5 лет, теперь не будет выплачиваться процентная надбавка к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях;
  2. женщинам, работающим в РКС и МКС, 36-часовая рабочая неделя ранее предоставлялась в обязательном порядке, а теперь только в случае, если это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором и др.
  3. лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в РКС и МКС, новой редакцией закона не предусмотрено, а следовательно, практически отменено начисление на стипендию районного коэффициента и процентной надбавки, а также оплата проезда к месту лечения в другие регионы РФ и обратно;

Исключены налоговые льготы для организаций, производящих и реализующих в РКС и МКС сельскохозяйственную продукцию и продукты животноводства, а также другие продукты питания.

Однако некоторые нормы закона были изменены, если можно так выразиться, в пользу трудящихся. Например, если раньше женщинам, имеющим детей до 16 лет, законом предоставлялось право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы, то теперь такой отпуск должен быть предоставлен по заявлению работника, причем не только матери, но и другому родителю (опекуну, попечителю, приемному родителю) (ст.

319 ТК РФ). Но в целом, к сожалению, гораздо больше изменений, ухудшивших положение работающих в РКС и МКС. Например, размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого лицам, работающим в РКС и МКС, ограничивается теперь максимальным размером, установленным федеральным законодательством, правда, с учетом коэффициента. Что касается застрахованных лиц, имеющих страховой стаж менее шести месяцев, то условия выплаты таким гражданам пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.

№ 255-ФЗ

«Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

. В этих случаях и пособие по временной нетрудоспособности (п.

6 ст. 7), и пособие по беременности и родам (п. 3 ст. 11) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. Не гарантируется теперь и медицинское наблюдение в процессе занятости, а для малочисленных народов Севера — обязательная ежегодная диспансеризация, исключена частичная оплата проезда для медицинской консультации и на лечение в другие регионы РФ и обратно при отсутствии таких услуг в месте проживания.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ признаны утратившими силу несколько федеральных законов, в т.ч.

Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ

«Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон № 78-ФЗ) и Федеральный закон от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ

«О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»

(далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

С отменой Закона № 78-ФЗ северяне лишились многих преимуществ и гарантий. В преамбуле Федерального закона № 78-ФЗ отмечалось, что он устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона. С признанием Федерального закона № 78-ФЗ утратившим силу фактически отменены государственные гарантии, установленные ст.

4 Федерального закона № 78-ФЗ:

  1. по финансовой поддержке завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);
  2. по выделению субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих с Севера.
  3. по поддержке и социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера;
  4. по предоставлению организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера;
  5. по льготному кредитованию развития перспективных производств;

Государственная поддержка предпринимательства на Севере, которая была гарантирована ст.

6 Федерального закона № 78-ФЗ и включала стимулирование инвестиционной деятельности банков в целях развития предпринимательства и предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места, в первую очередь по переработке отходов производства горнодобывающей и лесной отраслей экономики, теперь также не гарантируется. Отменены гарантии, предоставлявшиеся п.

2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 78-ФЗ в части ежегодных медицинских профилактических осмотров, бесплатной медицинской помощи, медико-генетических и других консультаций и обследований при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Еще раньше Федеральным законом от 2 января 2000 г.

№ 30 «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера Российской Федерации»

» был исключен п. 3 Федерального закона № 78-ФЗ, которым был установлен контроль со стороны Федеральных органов исполнительной власти за поставками продукции (товаров) на Север, за своевременностью выделения финансовых средств, а также за их целевым использованием и возвратом. Действие Федерального закона № 116-ФЗ формально распространялось только на 1996 и 1997 гг., его отмена была логична и понятна.

Однако и принятый позже Федеральный закон от 25 июля 1998 г.

№ 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» также утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с принятием Федерального закона с таким же названием от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ (далее — Федеральный закон о жилищных субсидиях). В целях реализации Федерального закона о жилищных субсидиях проводились мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (далее — Программа).
В целях реализации Федерального закона о жилищных субсидиях проводились мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (далее — Программа). Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.

№ 675 (в ред. от 19 февраля 2008 г.).

В рамках программы на субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на первом этапе реализации программы за счет средств федерального бюджета было выделено 3400 млн руб. В 2005 г. закончился I этап реализации Программы. На II этапе осуществления Программы (2006–2010 годы) предусмотрено выделение средств, направляемых на предоставление субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в следующем объеме (млн рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы): 2006–2010 годы, всего 8466,76 В том числе: 2006 год 1166,64; 2007 год 1252,97; 2008 год 1328,15; 2009 год 2250,0; 2010 год 2469,0.

Кроме этого, прогнозный объем выпуска государственных жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2006–2010 годы составляет 8365 штук, в том числе (штук): на 2006 год 1380; на 2007 год 1300; на 2008 год 1320; на 2009 год 2130; на 2010 год 2235.

После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ при выезде граждан из РКС и МКС на новое постоянное место жительства они потеряли право на определение размера пенсии с учетом районного коэффициента. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 2 октября 2003 г. № 381-О одобрил это решение, отметив, что «дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…».
№ 381-О одобрил это решение, отметив, что

«дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…»

. Однако такое решение законодателя было весьма болезненным для тех, кто когда-то, еще будучи молодым, уехал работать на Север с целью

«заработать хорошую пенсию и вернуться в родные места»

.

Подготовленный проект Федерального закона № 347273-4

«О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”»

и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (о сохранении повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим в РКС и МКС не менее 10 лет или имеющим право на пенсию в связи с особыми условиями труда, при выезде их за пределы указанных районов и местностей), к сожалению, не нашел одобрения в Правительстве РФ и до сих пор не принят.

Проект закона о процентных надбавках для студентов (

«О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

и статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях») обсуждали почти два года, проводились различные экспертизы, но в результате он был отклонен.

Аргументируется это решение следующим образом: в соответствии со ст.

317 ТК РФ процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в РКС и МКС выплачивается лицам, работающим в данных районах или местностях, поэтому основания для установления процентной надбавки к стипендии не имеется.

Особенности работы в условиях Крайнего Севера. Нормативная база. («Кадровые решения» №8 2008)Особенности работы в условиях Крайнего Севера.

Нормативная база.

Большое количество различных нормативных актов, регулирующих работу северян, постоянные изменения, вносимые в эти нормативные документы, недостаточно четкие и ясные формулировки в Трудовом кодексе и других нормативных актах, допускающих различные варианты толкования, осложняют положение работодателей и работу кадровиков в северных регионах нашей страны. В предлагаемом вам цикле статей мы планируем всесторонне осветить вопросы трудовых отношений с северянами.А начнем мы с существующей нормативной базы.Закон № 4520-1 и другие документы1 августа 1945 г.

Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ

«О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»

, которым были восстановлены отмененные в 1942 г. льготы для работников государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера, при условии, что они заключили договоры о работе на Крайнем Севере на срок не менее 3 лет. Указом Совету Народных Комиссаров СССР поручалось утвердить перечень местностей Крайнего Севера, а также инструкцию по применению Указа.

С этого Указа и началась послевоенная история северных льгот.С 1945 по 1993 годы было издано много важных нормативных и методических документов, регламентирующих предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу (далее — РКС и МКС). Большая часть их утратила силу, однако некоторые из них, будучи неоднократно измененными и дополненными, сохранили свою силу до настоящего времени.

По мере необходимости мы будем на эти документы ссылаться.В настоящее время вопросы трудовых правоотношений, предоставления льгот и компенсаций работающим в РКС и МКС регулируются несколькими десятками нормативных и методических документов. Важнейшим из них является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г.

№ 4520-1

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 г.; далее — Закон № 4520-1).В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом № 4520-1, распространялись на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к РКС и МКС.Как сказано в преамбуле Закона № 4520-1, закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.В соответствии со ст.

1 действие Закона № 4520-1 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в РКС и МКС, независимо от форм собственности, и на лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Однако источники финансирования предоставляемых льгот и компенсаций отныне зависят от формы собственности.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в РКС и МКС, после 1 января 2005 г.

устанавливаются теми органами и организациями, за счет средств которых финансируется деятельность соответствующих организаций: в организациях, финансируемых из федерального бюджета, гарантии и компенсации устанавливаются федеральными законами; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами; в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом (определение размера районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в РКС и МКС).Государство оставило за собой финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в РКС и МКС, в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.Федеральным законом от 22 августа 2004 г.
устанавливаются теми органами и организациями, за счет средств которых финансируется деятельность соответствующих организаций: в организациях, финансируемых из федерального бюджета, гарантии и компенсации устанавливаются федеральными законами; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами; в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом (определение размера районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в РКС и МКС).Государство оставило за собой финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в РКС и МКС, в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.Федеральным законом от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в Закон № 4520-1 внесены существенные изменения, которые коснулись и вопросов установления коэффициентов к заработной плате граждан, работающих в РКС и МКС. В частности, для организаций, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, могут устанавливаться повышенные коэффициенты. Руководителям частных организаций право установления повышенных коэффициентов законом не предоставлено.

Кроме того, из новой редакции исключена норма, в соответствии с которой районный коэффициент должен был начисляться к заработной плате без ограничения ее максимального размера, а также норма, которой устанавливалось, что выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.Следует отметить, что эта льгота северянам сохранена.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 (с изм. от 13 июля 2006 г.)), а затем и Положением с тем же названием (утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г.

№ 922) предусматривается, что при расчете среднего заработка должны быть учтены выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (подп.

«л» п. 2).В результате внесенных изменений из 38 статей в Законе № 4520-1 осталось 13, остальные утратили силу, да и эти 13 даны в новой редакции, во многом изменившей содержание правовых норм.Ответы на вопросы о том, какие гарантии теперь должны предоставляться северянам и в каком порядке, следует искать в Трудовом кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах от 15 декабря 2001 г.

№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и в других законодательных и нормативных правовых актах.Какие гарантии северянам отмененыИзучение некоторых законов помогает понять, каких гарантий сегодня северяне лишены.
№ 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

и в других законодательных и нормативных правовых актах.Какие гарантии северянам отмененыИзучение некоторых законов помогает понять, каких гарантий сегодня северяне лишены.

Например, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.

№ 255-ФЗ

«Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

не предусматривает льготы, которая была у работников РКС и МКС, что называется, «испокон веку» — выплаты пособия по нетрудоспособности в 100-процентом размере.Справедливости ради следует отметить, что многие исключенные из Закона № 4520-1 положения просто стали избыточными, т.к. нашли отражение в других законах — Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 17 декабря 2001 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.Однако в результате внесенных в Закон № 4520-1 изменений лица, прибывающие в РКС и МКС, фактически лишились права на бронирование жилой площади по прежнему месту жительства и обеспечение жилой площадью по нормам, установленным для данной местности, и др.Отменены льготы отдельным категориям граждан, например: молодым людям в возрасте до 30 лет, прожившим в РКС и МКС не менее 5 лет, теперь не будет выплачиваться процентная надбавка к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях; лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в РКС и МКС, новой редакцией закона не предусмотрено, а следовательно, практически отменено начисление на стипендию районного коэффициента и процентной надбавки, а также оплата проезда к месту лечения в другие регионы РФ и обратно[1]; женщинам, работающим в РКС и МКС, 36-часовая рабочая неделя ранее предоставлялась в обязательном порядке, а теперь только в случае, если это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором и др.Исключены налоговые льготы для организаций, производящих и реализующих в РКС и МКС сельскохозяйственную продукцию и продукты животноводства, а также другие продукты питания.Однако некоторые нормы закона были изменены, если можно так выразиться, в пользу трудящихся. Например, если раньше женщинам, имеющим детей до 16 лет, законом предоставлялось право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы, то теперь такой отпуск должен быть предоставлен по заявлению работника, причем не только матери, но и другому родителю (опекуну, попечителю, приемному родителю) (ст.

319 ТК РФ).Но в целом, к сожалению, гораздо больше изменений, ухудшивших положение работающих в РКС и МКС.Например, размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого лицам, работающим в РКС и МКС, ограничивается теперь максимальным размером, установленным федеральным законодательством, правда, с учетом коэффициента.Что касается застрахованных лиц, имеющих страховой стаж менее шести месяцев, то условия выплаты таким гражданам пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.

№ 255-ФЗ

«Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

.

В этих случаях и пособие по временной нетрудоспособности (п. 6 ст. 7), и пособие по беременности и родам (п.

3 ст. 11) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.Не гарантируется теперь и медицинское наблюдение в процессе занятости, а для малочисленных народов Севера — обязательная ежегодная диспансеризация, исключена частичная оплата проезда для медицинской консультации и на лечение в другие регионы РФ и обратно при отсутствии таких услуг в месте проживания.Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ признаны утратившими силу несколько федеральных законов, в т.ч. Федеральный закон от 19 июня 1996 г.

№ 78-ФЗ

«Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон № 78-ФЗ) и Федеральный закон от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ

«О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»

(далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).С отменой Закона № 78-ФЗ северяне лишились многих преимуществ и гарантий.В преамбуле Федерального закона № 78-ФЗ отмечалось, что он устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.С признанием Федерального закона № 78-ФЗ утратившим силу фактически отменены государственные гарантии, установленные ст.

4 Федерального закона № 78-ФЗ: по предоставлению организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера; по финансовой поддержке завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров); по поддержке и социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера; по льготному кредитованию развития перспективных производств; по выделению субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих с Севера.Государственная поддержка предпринимательства на Севере, которая была гарантирована ст. 6 Федерального закона № 78-ФЗ и включала стимулирование инвестиционной деятельности банков в целях развития предпринимательства и предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места, в первую очередь по переработке отходов производства горнодобывающей и лесной отраслей экономики, теперь также не гарантируется.Отменены гарантии, предоставлявшиеся п. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 78-ФЗ в части ежегодных медицинских профилактических осмотров, бесплатной медицинской помощи, медико-генетических и других консультаций и обследований при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.Еще раньше Федеральным законом от 2 января 2000 г.

№ 30 «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера Российской Федерации»

» был исключен п. 3 Федерального закона № 78-ФЗ, которым был установлен контроль со стороны Федеральных органов исполнительной власти за поставками продукции (товаров) на Север, за своевременностью выделения финансовых средств, а также за их целевым использованием и возвратом.Действие Федерального закона № 116-ФЗ формально распространялось только на 1996 и 1997 гг., его отмена была логична и понятна.

Однако и принятый позже Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

также утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с принятием Федерального закона с таким же названием от 25 октября 2002 г.

№ 125-ФЗ (далее — Федеральный закон о жилищных субсидиях).В целях реализации Федерального закона о жилищных субсидиях проводились мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (далее — Программа). Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.

№ 675 (в ред. от 19 февраля 2008 г.). В рамках программы на субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на первом этапе реализации программы за счет средств федерального бюджета было выделено 3400 млн руб.В 2005 г.

закончился I этап реализации Программы. На II этапе осуществления Программы (2006–2010 годы) предусмотрено выделение средств, направляемых на предоставление субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в следующем объеме (млн рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы):2006–2010 годы, всего 8466,76В том числе:2006 год 1166,64;2007 год 1252,97;2008 год 1328,15;2009 год 2250,0;2010 год 2469,0.Кроме этого, прогнозный объем выпуска государственных жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2006–2010 годы составляет 8365 штук, в том числе (штук):на 2006 год 1380;на 2007 год 1300;на 2008 год 1320;на 2009 год 2130;на 2010 год 2235.После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ при выезде граждан из РКС и МКС на новое постоянное место жительства они потеряли право на определение размера пенсии с учетом районного коэффициента.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 2 октября 2003 г. № 381-О одобрил это решение, отметив, что

«дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…»

.

Однако такое решение законодателя было весьма болезненным для тех, кто когда-то, еще будучи молодым, уехал работать на Север с целью «заработать хорошую пенсию и вернуться в родные места».Подготовленный проект Федерального закона № 347273-4 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”» и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (о сохранении повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим в РКС и МКС не менее 10 лет или имеющим право на пенсию в связи с особыми условиями труда, при выезде их за пределы указанных районов и местностей), к сожалению, не нашел одобрения в Правительстве РФ и до сих пор не принят.Источник:

Особенности труда в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях

Вы здесь Опубликовано 2010-10-27 12:30 пользователем HRTrud «Отдел кадров коммерческой организации», 2010, N 3 Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носит специфичный характер, так как выполняется в неблагоприятных климатических условиях.

Поэтому законодательством установлены гарантии и компенсации таким работникам, в частности дополнительные отпуска, оплата труда с применением районных коэффициентов и некоторые другие. О гарантиях и компенсациях для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей расскажем в данной статье.

Глава 50 ТК РФ посвящена регулированию труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С помощью этих правил законодатель как бы компенсирует материальные и физиологические затраты на труд в суровых климатических условиях. Но не только в ТК РФ можно найти льготы для работников Севера.

В частности, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

(далее — Закон N 4520-1) распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, а также лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Причем в случаях, предусмотренных Законом N 4520-1, гарантии и компенсации предоставляются: — неработающим пенсионерам; — военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ; — лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования; — членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем. Какие районы относятся к Крайнему Северу? Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Для удобства читателей представим их в виде таблицы.

Районы Крайнего Севера ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей ───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────── Мурманская область│Вся область, включая г. Кандалакшу с территорией, │находящейся в административном подчинении │Кандалакшского городского совета народных депутатов ───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────── Архангельская │Ненецкий автономный округ; г. Северодвинск с область │территорией, находящейся в административном подчинении │Северодвинского городского совета народных депутатов; │Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы ───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────── Республика Коми │Города Воркута и Инта с территориями, находящимися в │административном подчинении их городских советов │народных депутатов, Печора; районы Усинский, Ижемский, │Усть-Цилемский, Печорский; село Усть-Лыжа с │подчиненной ему территорией ───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────── Тюменская область │Ямало-Ненецкий автономный округ ───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────── Красноярский край │Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные <*> │округа; г.

Игарка и Норильск с территориями, │находящимися в административном подчинении их │городских советов народных депутатов; Северо- │Енисейский и Туруханский районы ───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────── Иркутская область │Катангский район ───────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────── Республика Саха (Якутия) ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Магаданская область ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Камчатский край ────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────── Республика Карелия │Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; │г. Костомукша ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Хабаровский край │Аяно-Майский и Охотский районы ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Сахалинская область│Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и │Южно-Курильский районы; г.

Оха ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Республика Тыва │Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы; Шынаанская │сельская администрация Кызылского района ────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────── Местности, приравненные к районам Крайнего Севера ────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────── Архангельская │Плесецкий, Приморский, Онежский, Холмогорский, область │Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, Вельский, │Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, │Красноборский, Няндомский, Устьянский, Шенкурский │районы; г.

Архангельск, Новодвинск, Онега, Мирный, │Котлас, Коряжма ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Пермский край │Районы Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, │Удорский, Княжпогостский, Койгородский, │Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, │Усть-Вымский, Усть-Куломский, Гайнский, Косинский, │Кочевский; г. Ухта с территорией, находящейся в │административном подчинении Ухтинского городского │совета народных депутатов, Сыктывкар ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Республика Карелия │Муезерский, Сегежский, Беломорский, Калевальский, │Кемский, Лоухский, Кондопожский, Лахденпохский, │Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, │Прионежский районы; г. Костомукша, Петрозаводск, │Сортавала ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Тюменская область │Ханты-Мансийский автономный округ; Уватский район ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Томская область │Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, │Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, │Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский │районы; г.

Колпашево и Стрежевой ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Красноярский край │Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский <*> │районы; г.

Енисейск и Лесосибирск с территорией, │находящейся в административном подчинении │Лесосибирского городского совета народных депутатов ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Иркутская область │Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, │Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть- │Илимский и Усть-Кутский районы; г. Бодайбо, Усть- │Илимск, Усть-Кут и Братск ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Республика Бурятия │Баунтовский и Северо-Байкальский, Баргузинский, │Курумканский и Окинский, Муйский районы ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Читинская область │Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы <**> │ ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Амурская область │Зейский, Селемджинский и Тындинский районы; г. Зея и │Тында с территорией, находящейся в административном │подчинении Тындинского городского совета народных │депутатов ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Приморский край │Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский │районы; рабочий поселок Восток Красноармейского │района с территорией, находящейся в административном │подчинении Востокского поселкового совета народных │депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, │Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский │и Таежненский сельсоветы Красноармейского района ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Хабаровский край │Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, │Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско- │Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский │районы; г.

Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск- │на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан │Амурского района с территорией, находящейся в │административном подчинении Эльбанского поселкового │совета народных депутатов; Вознесенский, Падалинский │сельсоветы Амурского района, Ачанский, Джуенский, │Омминский сельсоветы Амурского района ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Сахалинская область│Все местности, за исключением местностей, │перечисленных в Перечне районов Крайнего Севера ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Республика Тыва │Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, │Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории │Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий- │Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа- │Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский │районы; г. Кызыл ────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────── Республика Алтай │Кош-Агачский и Улаганский районы ——————————— <*> В соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 N 6-ФКЗ с 01.01.2007 субъекты РФ — Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ прекратили свое существование.

В результате объединения трех граничащих между собой субъектов — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образован новый субъект РФ — Красноярский край.

<**> Наименование нового субъекта РФ — Забайкальский край — на основании Федерального конституционного закона от 21.07.2007 N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745). Трудовые отношения Для получения гарантий и компенсаций необходим трудовой стаж.

Статья 314 ТК РФ гласит, что порядок установления и исчисления этого стажа определяется Правительством РФ. В настоящее время такого порядка нет. Естественно, что для получения трудового стажа с работником должен быть заключен трудовой договор.

Каких-либо особенностей его заключения не установлено, поэтому рекомендуем пользоваться общими правилами заключения трудовых договоров, установленными гл. 10 и 11 ТК РФ. То есть можно заключить срочный трудовой договор при наличии оснований, установленных ст.

59 ТК РФ, можно установить испытательный срок по правилам ст. 70 ТК РФ и обязательно нужно прописать права и обязанности работодателя и работника, а также размер оплаты труда.

Обратим внимание, что по нормам ст.

315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Если вы привлекаете работников в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в силу ст.

324 ТК РФ, необходимо наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях. Для облегчения составления трудового договора можно обратиться к Постановлению Минтруда России от 23.07.1998 N 29

«Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера»

. В нем также приведена примерная форма трудового договора.

——————————— Действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Компенсации расходов, связанных с переездом Лицу, заключившему трудовой договор о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшему в соответствии с этим договором из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации: — единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника; — оплата проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; — оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте. Также работнику и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачиваются стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

К сожалению, данные компенсации в обязательном порядке предусмотрены только для работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в коммерческих организациях, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ст. 326 ТК РФ). Рабочее время работников Севера Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю по нормам ст. 91 ТК РФ. Но ст. 320 ТК РФ в отношении женщин, работающих в организациях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, установила сокращенную продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю.

Причем сокращенная рабочая неделя должна устанавливаться женщине независимо от того, есть ли у нее дети. Сокращенная продолжительность должна быть установлена коллективным или трудовым договором.

При этом заработная плата должна выплачиваться в том же размере, что и при полной рабочей неделе, а не сокращаться пропорционально уменьшенному числу рабочих часов.

Время для отдыха Работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как и другим работникам, полагается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Также на общих основаниях работникам Севера предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска: — за работу с вредными или опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ); — за ненормированный рабочий день (ст.

119 ТК РФ). Но кроме этих периодов отдыха ст. 321 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам организаций, расположенных: — в районах Крайнего Севера, — 24 календарных дня; — в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

На основании ст. 322 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный ст.

321 ТК РФ, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год. Кроме этого, ч. 5 ст. 322 ТК РФ обязывает работодателя предоставить одному из работающих родителей (опекуну или попечителю) ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. Для получения такого отпуска работник должен предъявить документ соответствующего образовательного заведения, подтверждающий допуск ребенка к вступительным экзаменам.

Обратите внимание! Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Коллективным договором, локальным нормативным актом, принятыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовым договором работодатель может предусмотреть компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст.

325 ТК РФ). Устанавливая данный вид компенсаций, можно придерживаться правил для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из бюджетов различных уровней. В частности, их работники имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Указанные организации оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

При этом оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Районный коэффициент и процентная надбавка Как уже упоминалось, труд работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок.

Размер районного коэффициента и порядок его применения в силу ст.

316 ТК РФ устанавливаются Правительством РФ. Однако до настоящего времени необходимые нормативные акты не приняты. В настоящее время работодатели пользуются Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9 и ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995, так как Правительство РФ в Постановлении от 17.04.2006 N 216 определило, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством РФ применялись по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Роструд в Письме от 23.06.2006 N 946-6 разъяснил, что при определении районного коэффициента нужно руководствоваться вышеуказанным Информационным письмом. Кроме районного коэффициента ст. 317 ТК РФ предусмотрена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в северных районах.

Размер такой надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.

В данном случае под трудовым стажем в районах Крайнего Севера следует понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке, при условии, что перерывы между этими периодами не превышают определенных законодательством сроков. Поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, работодатели пользуются Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, а также Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012

«О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»

. В данных документах сказано, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

При переходе на работу в другой район или местность работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных северных районах, в порядке, установленном по новому месту работы. Другие гарантии Статья 327 ТК РФ гласит, что гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и некоторые другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Например, в соответствии с пп.

6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом (мужчинам — по достижении возраста 55 лет и женщинам — по достижении возраста 50 лет), если гражданин проработал не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеет страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного Законом, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Подведем итог Необходимо отметить, что для некоторых гарантий и компенсаций достаточно одного факта вступления в трудовые отношения, содержанием которых должна быть работа на Севере. Например, на гарантии и компенсации по переезду и бронированию жилой площади работник имеет право с момента заключения трудового договора.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+