Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Назовите международный стандарт рабочей недели установленный конвенцией мот

Назовите международный стандарт рабочей недели установленный конвенцией мот

Назовите международный стандарт рабочей недели установленный конвенцией мот

Раздел I. Сфера применения и определения


1. Настоящая Конвенция применяется ко всем морским судам, находящимся как в государственной, так и в частной собственности, которые зарегистрированы на территории любого государства — члена, для которого настоящая Конвенция имеет силу, и которые обычно занимаются торговыми морскими операциями.

Применительно к настоящей Конвенции судно, находящееся в реестре двух государств — членов, считается зарегистрированным на территории того из них, под чьим флагом оно плавает. 2. Компетентный орган применяет положения настоящей Конвенции к коммерческому морскому рыболовству в той мере, в которой он сочтет это практически осуществимым после консультаций с представительными организациями владельцев рыболовных судов и рыбаков. 3. В случае возникновения сомнений в отношении того, может ли то или иное судно рассматриваться как морское судно или как занимающееся торговыми морскими операциями или коммерческим морским рыболовством применительно к настоящей Конвенции, данный вопрос решается компетентным органом после консультаций с заинтересованными организациями судовладельцев, моряков и рыбаков.

4. Настоящая Конвенция не применяется к деревянным судам традиционной постройки, таким как плоскодонные шлюпки и джонки.Применительно к настоящей Конвенции: a) термин «компетентный орган» означает министра, правительственное ведомство или другой орган власти, уполномоченный издавать нормативные акты, приказы или инструкции, имеющие обязательную силу в отношении продолжительности рабочего времени или времени отдыха моряков или укомплектования судов экипажами; b) термин «рабочее время» означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна; c) термин «время отдыха» означает время, находящееся за рамками рабочего времени; этот термин не включает короткие перерывы; d) термин «моряк» означает любое лицо, определяемое таким образом национальным законодательством или коллективными договорами, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, к которому применяется настоящая Конвенция; e) термин «судовладелец» означает собственника судна или любую иную организацию или лицо, например управляющего или фрахтователя судна без экипажа, которым судовладелец передает ответственность за эксплуатацию судна и которые тем самым соглашаются взять на себя все сопутствующие ей функции и обязанности.

Конвенция МОТ № 30 О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях

(Женева, 28 июня 1930 года) Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 10 июня 1930 года на свою четырнадцатую сессию, постановив принять ряд предложений о регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях, что является частью второго пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцатого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях и которая подлежит ратификации Членами Международной Организации Труда в соответствии с положениями Устава Международной Организации Труда: Статья 1 1. Настоящая Конвенция применяется к лицам, работающим на следующих предприятиях, государственных или частных: a) коммерческие или торговые учреждения, включая почтовые, телеграфные и телефонные службы, а также торговые или коммерческие службы любых других учреждений; b) учреждения и административные органы, где работающие лица заняты в основном канцелярской работой; c) учреждения, носящие одновременно торговый и промышленный характер, за исключением тех, которые рассматриваются как промышленные учреждения. Компетентный орган власти в каждой стране устанавливает разграничение между коммерческими учреждениями и учреждениями, на которых выполняется в основном канцелярская работа, с одной стороны, и промышленными и сельскохозяйственными учреждениями, с другой стороны.

2. Конвенция не применяется к лицам, работающим в следующих учреждениях: a) учреждениях, имеющие целью лечение и уход за больными, престарелыми, неимущими и душевнобольными; b) гостиницах, ресторанах, пансионах, клубах, кафе к других предприятиях общественного питания; c) зрелищных и увеселительных предприятиях. Однако Конвенция применяется к лицам, занятым в филиалах предприятий, перечисленных в подпунктах а, b и с настоящего пункта, в том случае, если бы эти филиалы, будучи автономными учреждениями были включены в список учреждений, к которым Конвенция применяется. 3. Компетентный орган власти каждой страны может изъять из-под действия настоящей Конвенции: a) учреждения, в которых заняты лишь члены семьи работодателя; b) учреждения, персонал которых занят осуществлением функций государственной власти; c) лиц, занимающих руководящие или доверительные посты; d) коммивояжеров и представителей учреждений в той мере, в какой они выполняют свою работу вне учреждений.

Статья 2 В целях настоящей Конвенции в качестве «рабочего времени» рассматривается период, в течение которого работники находятся в распоряжении нанимателя; из этого периода исключается отдых, во время которого работники не находятся в распоряжении нанимателя. Статья 3 Рабочее время лиц, к которым применяется настоящая Конвенция, не превышает сорока восьми часов в неделю и восьми часов в день за исключением случаев, предусмотренных ниже Статья 4 Недельное рабочее время, предусмотренное в статье 3, распределяется таким образом, чтобы дневное рабочее время не превышало десяти часов.

Статья 5 В случае коллективной приостановки работы, являющейся результатом а) местных праздников или b) аварий или непреодолимой силы (аварии оборудования, прекращения подачи энергии, света, отопления или воды или события, наносящие учреждению серьезный материальный ущерб), дневное рабочее время может увеличиваться в счет компенсации потерянных рабочих часов на следующих условиях: a) отработки могут разрешаться не более тридцати дней в году и должны проводиться в разумный срок; b) продолжительность рабочего дня не может увеличиваться более чем на один час; c) продолжительность рабочего дня не может превышать десяти часов.

2. Компетентный орган власти извещается о характере, причине и дате коллективной приостановки в работе, о количестве потерянных рабочих часов и временных изменениях, предусмотренных в графике работы.

Статья 6 В исключительных случаях, когда условия, в которых должна проходить работа, делают неприменимыми положения статей 3 и 4, государственные органы власти могут разрешить распределение рабочего времени на более длительный период, чем неделя, при условии, что среднее рабочее время, исчисленное на основе принимаемого во внимание числа недель, не превышает сорока восьми часов в неделю и что дневное рабочее время не превышает десяти часов. Статья 7 Постановления государственного органа власти устанавливают: 1.

Постоянные исключения, допускаемые в отношении: a) некоторых категорий лиц, работа которых является прерывистой по своему характеру, как, например, дворники и персонал, ответственный за содержание рабочих помещений и складов; b) категорий лиц, непосредственно занятых на подготовительных или подсобных работах, которые обязательно должны быть выполнены вне пределов, предусмотренных для рабочего времени остальных лиц, занятых в учреждении; c) магазинов или других учреждений, когда характер работы, численность населения или число занятых на работе лиц делает неприменимым рабочее время, установленное в статьях 3 и 4.

2. Временные исключения, которые могут допускаться в следующих случаях: a) в случае аварии или угрозы аварии, в случае непреодолимой силы или в случае необходимости срочных работ по ремонту машин или оборудования, но лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы избежать серьезных затруднений в нормальном ходе работы учреждения; b) во избежание потери скоропортящихся товаров или для предотвращения срыва технических результатов работы; c) для того, чтобы создать условия для проведения специальных работ, как, например, проведение инвентаризации, составление балансов, проведение расчетных операций, работы, связанные с ликвидацией предприятия, и подведение счетов; d) для того, чтобы позволить учреждениям избежать чрезмерной нагрузки в работе в результате особых обстоятельств, поскольку нельзя нормально ожидать от нанимателя использования других мер. 3. За исключением случаев, охватываемых подпунктом а пункта 2, постановления, разработанные в соответствии с настоящей статьей, определяют пределы увеличения продолжительности рабочего дня, а в отношении временных исключений – также пределы увеличения продолжительности рабочего времени в течение года. 4. Ставки заработной платы за дополнительное рабочее время, предусмотренное в подпунктах b, с и d пункта 2 настоящей статьи, увеличиваются по меньшей мере на 25 процентов по сравнению с обычным ставками.

Статья 8 Постановления, предусмотренные в статьях 6 и 7, принимаются после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, с особым учетом коллективных договоров, где таковые существуют, заключенных между данными организациями.

Статья 9 Положения настоящей Конвенции могут быть отменены в любой стране решением правительства в случае войны или в случае других чрезвычайных обстоятельств, представляющих угрозу для национальной безопасности.

Статья 10 1. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает никаких обычаев и соглашений, предусматривающих менее продолжительное рабочее время или более высокую ставку вознаграждения, чем это установлено в настоящей Конвенции. 2. Любое ограничение, устанавливаемое настоящей Конвенцией, является дополнением, а не отменой любых других ограничений, установленных любым законом, любым декретом или любым постановлением, которые предусматривают менее продолжительное рабочее время или более высокую ставку вознаграждения, чем предусмотренные настоящей Конвенцией.

Статья 11 В целях эффективного применения положений настоящей Конвенции: 1.

Принимаются необходимые меры для обеспечения соответствующей инспекции.

2. Каждый работодатель обязан: a) извещать посредством объявлений, вывешиваемых на видном месте в учреждении или в любом другом подходящем месте, или другим способом, одобренным компетентными органами власти, о времени начала и окончания рабочего дня или, если работа ведется посменно, о времени начала и окончания работы каждой смены; b) извещать таким же образом о времени отдыха, предоставленного работникам, которое в силу статьи 2 не включается в рабочее время; c) вести учет в одобренной компетентными властями форме всего сверхурочного времени, отработанного в силу пункта 2 статьи 7, о размере оплаты, предоставляемой за эти сверхурочные часы. 3. Использование любого лица вне рамок рабочего времени, установленного в соответствии с подпунктом а пункта 2, или во время часов, установленных в соответствии с подпунктом b пункта 2 настоящей статьи, считается незаконным Статья 12 Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, принимает необходимые меры посредством введения системы санкций с целью применения положений Конвенции.

Статья 13 Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции согласно положениям Устава Международной Организации Труда направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Статья 14 1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы в Международном Бюро Труда.

2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации. 3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Статья 15 Как только в Международном Бюро Труда зарегистрированы документы о ратификации двух Членов Международной Организации Труда, Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда.

Он также извещает их о регистрации всех документов о ратификации, полученных им впоследствии от других Членов Организации. Статья 16 1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации.

2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на новый период в пять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого пятилетнего периода в порядке, установленном настоящей статьей. Статья 17 Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 18 1. В случае если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, то ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 16, денонсацию настоящей Конвенции без каких-либо условий относительно срока и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу. 2. Начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее Членами Организации. 3. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по форме и содержанию в отношении тех Членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую конвенцию.

Статья 19 Французский и английский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу. (Подписи)

Рекомендация о сокращении продолжительности рабочего времени

Статья 2 Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

Статья 3 1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации. 3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Статья 4 Как только зарегистрированы документы о ратификации двух Членов Международной Организации Труда, Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда.

Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

Одной из главных организаций, занимающихся защитой прав работников, является Международная организация по охране труда (МОТ). Созданная в 1919 г. согласно Версальскому договору, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 г., пропагандирующим социальную справедливость и международное признание прав человека и труда.МОТ имеет трехстороннюю уникальную структуру, включающую в себя:

  1. ассоциации работодателей (1 делегат);
  2. правительства (2 делегата);
  3. рабочие организации / профсоюзы (1 делегат).

МОТ периодически разрабатывает и утверждает конвенции, направленные на защиту прав различных категорий работников.

Конвенции МОТ — международные конвенции, разработанные и принятые Международной организацией труда. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ.
Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.Среди основных конвенций МОТ, обеспечивающих социальные права работников, можно перечислить конвенции в отношении:

  1. оплаты труда;
  2. рабочих часов;
  3. дискриминации;
  4. надомных работников и др.
  5. свободы ассоциаций;
  6. принудительного труда;
  7. детского труда;
  8. здоровья и безопасности;

Конвенции в отношении принудительного труда (№№29, 105).

Данные конвенции в совокупности устанавливают абсолютный запрет на использование принудительного труда.

Согласно ст.1 Конвенции №105, государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  1. средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  2. средства поддержания трудовой дисциплины;
  3. меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.
  4. метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  5. средства наказания за участие в забастовках;

Конвенции в отношении детского труда (№№138, 182). Конвенция «О минимальном возрасте для приема на работу» (№138), дополняемая Рекомендацией №146, обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст приема на работу.

Конвенция «Об искоренении наихудших форм детского труда» (№182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец. В истории МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации: к январю 2010 г. она была ратифицирована 171 страной. Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников.

Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает

«принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда»

.

Конвенция №182 в качестве наихудших форм детского труда определяет такие, как рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.Конвенции в отношении свободы ассоциаций (№№87, 98).

Действие данных конвенций относится как к предпринимателям, так и к трудящимся: и те, и другие имеют право на образование организаций по своему выбору, без предварительного согласия со стороны органов власти.

Эти организации имеют право на разработку без вмешательства извне своего собственного устава, право на выбор собственных представителей (также без вмешательства извне), на ведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций. В Конвенции №98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединения, от актов вмешательства и призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров при заключении трудовых договоров. Конвенция №87 посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций предпринимателей.

Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей частью которого являются эти положения. Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Конвенция №98 дает объединениям право на коллективные переговоры и соглашения, регулирующие вопросы оплаты и условий труда.

Государство обязано обеспечить правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения.

Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое, давление предпринимателя на эти организации.Конвенции в отношении дискриминации (№№100, 111). Данные конвенции разработаны для искоренения дискриминаций различных типов в области труда.

Например, конвенция МОТ №100 декларирует необходимость равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (№100).

В конвенции МОТ №111 идет речь об искоренении дискриминации в области труда и занятий.Конвенции в отношении оплаты труда (№№63, 95, 100, 131). Заработная плата за плановые и сверхурочные работы, а также ставка по оплате сверхурочных часов должны соответствовать размеру заработной платы, установленному действующим законодательством (или промышленными стандартами), либо превышать его.

Незаконные или дисциплинарные вычеты из заработной платы недопустимы. Если минимальной заработной платы, определенной законодательно или же в рамках промышленных стандартов, недостаточно для покрытия расходов на проживание и получения некоторого дополнительного дохода, который остается после выплаты всех налоговых вычетов, организации должны обеспечить своим сотрудникам такую заработную плату, которая была бы достаточна для покрытия вышеуказанных потребностей. Не допускается удержание сумм из заработной платы в качестве дисциплинарной меры.

Организации должны гарантировать, что их работники регулярно и в доступной форме получают информацию о размере своей заработной платы, а также то, что заработная плата, положенные льготные выплаты и компенсации выплачиваются в соответствии с установленным законодательством и способом, удобным для работников. В конвенциях по оплате труда установлены правила определения минимальной оплаты труда, принципы равенства оплаты труда мужчин и женщин.Конвенции в отношении рабочих часов (№№1, 14, 30, 47, 63).

Данные конвенции устанавливают правила определения и границы рабочего времени. Конвенции содержат требования как к общим положениям определения рабочего времени, так и к частным случаям — определению рабочего времени в различных отраслях (промышленности, торговле, учреждениях).Конвенция №63 определяет порядок ведения статистики оплаты труда и рабочего времени. В данных требованиях определено, что максимально допустимое рабочее время в неделю должно соответствовать тому, которое установлено национальным правом, но не может превышать 48 часов.

При этом максимально допустимое время для сверхурочной работы в неделю не может превышать 12 часов. Сверхурочная работа допускается исключительно на добровольной основе и оплачиваться она должна в премиальном размере.

Служащий имеет право по крайней мере на один выходной день, следующий за шестью подряд отработанными днями.Конвенции в отношении здоровья и безопасности (№№155, 162).

Согласно разработанным конвенциям в этой области, должны быть установлены и соблюдаться ясные своды правил и процедур относительно гигиены труда и техники безопасности, в особенности обеспечение и использование средств индивидуальной защиты, чистый туалет, доступ к питьевой воде. Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов.

Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов.

Запрещается нарушение установленного конвенциями порядка, условий на рабочем месте, условий в помещениях для отдыха. В частности, молодые сотрудники не должны работать в опасных и вредных для здоровья человека условиях.Конвенции в отношении надомных работников (№177). Согласно ст. 1 Конвенции №177 «О надомном труде», надомный труд означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет: 1) по месту своего проживания или в других помещениях по его выбору, но не на производственных территориях работодателя; 2) за вознаграждение.Конвенция №177 содержит основные требования в отношении условий труда и отсутствия дискриминации надомных работников.

Данные конвенции, которые нотифицированы большинством стран мира, поднимают важные для мирового сообщества проблемы в социальной сфере. Одной из важнейших и наиболее острых социальных проблем является использование детского труда.Оценка статьи:

Загрузка.

Конвенция мот n 187 и значение ее ратификации для россии

Вы здесь Опубликовано 2012-04-05 20:40 пользователем Valeratal «Кадровик.

Трудовое право для кадровика

«, 2011, N 4 КОНВЕНЦИЯ МОТ N 187 И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ РАТИФИКАЦИИ ДЛЯ РОССИИ 17.10.2010 в России вступила в силу Конвенция МОТ N 187 «

Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Автор рассматривает вопрос о том, каковы предпосылки и последствия данного шага для нашего государства в целом и для сторон трудовых отношений в частности. Как известно, 04.10.2010 Федеральным законом N 265-ФЗ была ратифицирована Конвенция МОТ N 187

«Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»

, вступившая в силу 17.10.2010.

Международные нормы о гигиене труда не противоречили российским Следует отметить, что вопрос о ратификации данной Конвенции не был для современного российского законодателя неожиданным или избыточно проблемным. Еще осенью 2009 г. Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проанализировало перечень конвенций МОТ на соответствие законодательства РФ их положениям.

В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что существующая законодательная база РФ и сложившаяся структура органов исполнительной власти, обеспечивающих осуществление надзорных и контрольных функций за выполнением норм конвенций, позволяют подготовить к ратификации целый ряд таких документов, и в том числе Конвенцию МОТ N 187. По мнению Минздравсоцразвития России, ратификация указанной Конвенции не повлекла бы за собой дополнительных финансовых расходов бюджетов всех уровней, поскольку ее нормы не противоречат законодательству РФ, и не потребовала бы внесения изменений в действующее российское законодательство.

Соответственно, Министерство предложило парламенту ратифицировать данную Конвенцию.

Эта инициатива была поддержана представителями крупных российских профсоюзов, объединениями работодателей и научным сообществом на парламентских слушаниях «Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ)», проведенных 06.10.2009 Комитетом по труду и социальной политике Госдумы <*>. По итогам слушаний правительству было рекомендовано внести данную Конвенцию в числе других на ратификацию в Госдуму.

——————————— <*> 06.10.2009 в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные перспективам дальнейшей ратификации конвенций МОТ.

Материал размещен на официальном интернет-сайте Государственной Думы.

Url: duma. gov. ru/index. jsp?

t=news/indexa. jsp&file=7230.html. Такое единодушие социальных партнеров и академических кругов в поддержке идеи ратификации Конвенции N 187 вполне закономерно. И не только потому, что ее ратификация не способна повлиять ни на бюджет, ни на уже согласующееся с нею законодательство.

История ратификации нашей страной конвенций МОТ по вопросам охраны труда начинается далеко не с этой Конвенции, уходя корнями в период оттепели 1950-х гг. Значительная часть конвенций, посвященных данной теме, была ратифицирована еще в годы существования СССР, однако процесс ратификации с тех пор идет практически непрерывно.

Ратифицирование Конвенций МОТ в комплексе Так, сравнительно недавно, в 1998 г., Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция МОТ N 155

«О безопасности и гигиене труда и производственной среде»

(Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»), положения которой фактически закладывают основы системы, в дальнейшем детально урегулированной Конвенцией N 187. Так, согласно Конвенции N 155 государствам предписывается «.сформулировать, реализовать и регулярно пересматривать последовательную политику в области профессиональной безопасности, здоровья и рабочей <**> среды». Для эффективной реализации такой политики им предлагается разработать соответствующие нормативные акты, предусмотреть систему инспекционных проверок и штрафных санкций за нарушения.

При этом работодатели и трудящиеся должны иметь возможность получать информацию, которая способствовала бы более эффективному соблюдению указанных нормативных актов. ——————————— <**> Working environment (англ.).

То есть среды, в которой человек работает вообще, а не только той, в которой производится некоторая продукция. В русскоязычном переводе текста Конвенции N 155 этот нюанс опущен и в соответствии с устоявшейся терминологией среда названа «производственной». Вопросы охраны труда должны быть интегрированы во все программы образования и подготовки всех уровней (включая высшее техническое, медицинское и профессиональное образование).

Положения Конвенции N 155 обязывают государственные органы осуществлять мониторинг целого ряда определенных аспектов безопасной организации труда, включая особенности проектирования помещений, использование защитных средств и оборудования, а также применять рекомендованные меры по снижению уровня опасности и др. И наконец, Конвенция N 155 требует от государств публиковать ежегодные отчеты о мерах по реализации соответствующей государственной политики, а также о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и ином ущербе здоровью, нанесенном в процессе работы или в связи с ней, а также предоставлять статистические данные о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и результаты их анализа. В России эти отчеты публикуются соответствующими органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ратифицировав Протокол 2002 г.

к Конвенции N 155, Россия была бы обязана публиковать также представительную общегосударственную статистику не только по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, но и, в зависимости от обстоятельств, аварийным ситуациям, несчастным случаям в пути на работу и с работы. Кроме того, обязательным стало бы проведение исследовательских работ, необходимых для обеспечения условий труда, соответствующих современному уровню научно-технических знаний.

Работники, уклоняющиеся от работы в условиях, которые, по их обоснованному убеждению, представляют серьезную и неотвратимую опасность для их жизни или здоровья, получили бы право на защиту от нежелательных последствий, а работодатели приобрели бы обязанность обеспечить безопасность и отсутствие угрозы здоровью работников на рабочих местах, равно как и необходимые меры при чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях. При этом все мероприятия, предусмотренные Конвенцией N 155 для отдельных предприятий, согласно Протоколу 2002 г.

должны были бы проводиться с привлечением представителей работников (в рамках консультаций, иных форм обмена информацией и др.), а мероприятия по охране труда не должны были бы требовать затрат с их стороны. В 2002 г. к этой Конвенции был принят дополнительный Протокол <*>, согласно которому компетентные органы должны установить и периодически пересматривать требования и процедуры, предусматривающие регистрацию работодателем всех несчастных случаев (на работе, а также по дороге на работу и с нее), профессиональных заболеваний и событий, потенциально опасных для работников или общества в целом, равно как и все предполагаемые случаи профессиональных заболеваний. Протокол также уделяет внимание такому актуальному моменту, как комплексный подход к анализу влияния вредных и опасных факторов производственного процесса, требуя принимать во внимание последствия их одновременного воздействия на работника при установлении соответствующих запретов и ограничений.

Кроме того, на работодателя возлагается обязанность извещать обо всех таких случаях компетентные органы и предоставлять соответствующую информацию работникам и их представителям. И наконец, каждое государство, ратифицировавшее Протокол, обязано ежегодно публиковать статистику по данному спектру вопросов. Увы, на сегодняшний день таких государств в мире всего семь, и Россия в это число не входит, из чего можно заключить, что мировое сообщество пока не слишком готово к подобной степени открытости в указанных вопросах.

——————————— <*> Не ратифицирован РФ и вообще ратифицирован всего 7 государствами (Албания, Люксембург, Сальвадор, Сирия, Словения, Финляндия, Швеция). Последовательность политики профессиональной безопасности Таким образом, ратификация Конвенции МОТ N 187 была как минимум вполне обоснованным и последовательным шагом на пути совершенствования внутригосударственного регулирования охраны труда в Российской Федерации. Более того, ее положения во многом базируются на фундаменте, заложенном Конвенцией N 155.

Так, опираясь на

«последовательную политику в области профессиональной безопасности, здоровья и рабочей среды»

, сформулированную согласно требованиям Конвенции N 155 в ТК РФ и ряде иных законодательных и подзаконных актов, Конвенция N 187 предписывает государствам создать единую трехкомпонентную инфраструктуру охраны труда, включающую в себя: — государственную политику в области охраны труда; — государственную систему охраны труда; — государственную программу по охране труда. Все три компонента должны разрабатываться на основе принципов, изложенных в актах МОТ, и консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.

Рассмотрим эти компоненты подробнее.

1. Государственная политика в области охраны труда должна строиться вокруг следующих основополагающих направлений: 1) оценка профессиональных рисков и опасностей; 2) борьба с ними по месту их возникновения; 3) развитие общегосударственной превентивной культуры безопасности и здоровья, предполагающей в том числе обмен информацией, проведение консультаций и организацию соответствующего обучения.

Основные направления российской государственной политики в области охраны труда, закрепленные в ст. 210 ТК РФ, указывают на приоритетный характер задачи по сохранению жизни и здоровья работников. Такая формулировка в полной мере соответствует признанному в мире подходу к законодательному закреплению подобных задач, поскольку демонстрирует широкую трактовку понятия «охрана труда», включающую не только вопросы безопасности и гигиены, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом.

Кроме того, соответствующие положения приведены в составе целей, принципов и основных направлений демографической политики РФ на период до 2025 г., одним из шагов по реализации которых должно стать

«.сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда»

(абз. 21 п. 3 Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351).

В то же время отметим, что ни ТК РФ, ни указанная Концепция как документы общего, комплексного характера не устанавливают и не должны устанавливать конкретных показателей и сроков достижения целей государственной политики в данной сфере.

Эта информация приводится в Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 гг. (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.10.2008 N 586 во исполнение указанной Концепции, далее — Программа действий), которую в полной мере можно считать аналогом зарубежных государственных стратегий, принятых по данному направлению [1]. Данный документ фактически воплотил многие положения Конвенции N 187 еще до ее ратификации.

Несмотря на вынесенный в название Программы действий интервал лет ее реализации, она является лишь первым этапом процесса, изначально рассчитанного на 10 лет (с периодами 2008 — 2010 гг., 2011 — 2015 гг.

и 2016 — 2025 гг.). Отдельные положения Программы действий, наиболее значимые с точки зрения данной Конвенции, будут рассмотрены чуть ниже.

Анализируя российскую государственную политику в области охраны труда, невозможно обойти вниманием позицию Минздравсоцразвития России, высказанную в его Докладе

«О реализации государственной политики в области охраны труда в Российской Федерации в 2008 году»

.

Доклад подчеркивает, что «.одной из важнейших задач Плана мероприятий по реализации в 2008 — 2010 гг.

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран». С необходимостью решения этой задачи, безусловно, трудно спорить.

Однако хотелось бы отметить, что, как известно, трактовка понятий «несчастный случай на производстве» и «профессиональное заболевание», изложенная в российских правовых нормах по охране труда, по ряду аспектов существенно расходится с европейской <*>. Поэтому необходимо отдавать себе отчет в том, что без соответствующего совершенствования нормативно-правовой базы, ее гармонизации с общемировыми концепциями и понятийным аппаратом, используемым в международных актах и в законодательстве экономически развитых стран (в т.

ч. и расположенных в Европе), реальное достижение количественных показателей, характеризующих «уровень европейских стран», в указанной области практически невозможно ввиду несоответствия объектов, которые планируется сопоставлять в рамках такого статистического анализа.

——————————— <*> А также с концепциями, изложенными в международных актах. В особенности это касается социально-психологических (или, в терминах международных и зарубежных актов, «психосоциальных») аспектов охраны труда. 2. Государственная система охраны труда, предусмотренная Конвенцией N 187, должна включать среди прочего: 1) соответствующие правовые нормы (законы, подзаконные и коллективно-договорные акты, др.); 2) компетентные органы по профессиональной безопасности и здоровью; 3) механизмы, обеспечивающие соблюдение указанных законодательных и нормативных правовых актов (включая системы инспектирования); 4) меры, направленные на обеспечение сотрудничества руководства предприятия с работниками и их представителями как основного элемента профилактических мер по охране труда на рабочих местах.

Кроме того, при определенных условиях в данную систему должны входить трехсторонние консультативные органы по охране труда, информационные и консультативные службы, а также службы по вопросам профессионального здоровья, 5) профессиональную подготовку по данным вопросам, научно-исследовательскую деятельность, механизм сбора и анализа данных по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям и др. Применительно к этой области, как и во многих других направлениях внутригосударственных отношений, помимо вышеизложенного, основной нерешенной задачей для России остается снижение коррупции в сфере надзора и контроля, а также обеспечение их эффективности. Кроме того, необходимо активизировать деятельность представительных организаций работников и сотрудничество всех трех сторон социально-партнерских отношений по вопросам обеспечения безопасности и здоровья на рабочих местах.

Статья 210 ТК РФ указывает, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями не только

«органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления»

, но также и работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Кроме того, в той же статье ставится задача по государственному содействию общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Очевидно, что такой контроль может быть реализован в том числе и в рамках деятельности представительных органов работников. Все это особенно актуально на период выхода из глобального финансового кризиса, поскольку позволяет оптимизировать затраты на охрану труда наиболее щадящими для сторон способами.

В российском законодательстве заложен определенный комплекс мер обеспечения сотрудничества руководства предприятий с работниками и их представителями, в т. ч. и по вопросам профилактики в сфере охраны труда. Более того, вполне конкретные меры предусмотрены и коллективно-договорными нормами федерального уровня.

Так, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 — 2013 гг. прямо указано, что его стороны обязуются «совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в т. ч. путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий».

Цитируя Генеральное соглашение.

«Провести работу: — по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами; — по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности.

Подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний. Совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий.

Провести консультации по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения промышленной безопасности.

Осуществить разработку проекта основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года и проекта федеральной целевой программы по обеспечению экологической безопасности. Разработать и внедрить современные системы экологического аудита.

Ввести обязательную экологическую государственную экспертизу проектной документации экологически опасных объектов». Тем не менее для успешной реализации этих задач законодательно установленные меры требуют некоторого упрощения, повышения их доступности для работников.

Сокращение процедурных барьеров и повышение гарантий эффективного участия работников в подобных мероприятиях позволили бы обеспечить соблюдение указанных принципов на практике, как того требует Конвенция N 187. Вовлечение основных сторон социального партнерства (государства, работодателей и работников) в управление профессиональными рисками названо и в числе основных направлений реализации главной цели Программы действий. Совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства рассматриваются в Программе как способ разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья последних и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии.

Задача по разработке соответствующих законодательных мер, проблема обеспечения их соблюдения, а также вопросы формирования органов, ответственных за их реализацию, также нашли отражение не только в ТК РФ, но и в упоминавшейся выше Программе действий. Как известно, ТК РФ ставит перед государством ряд задач по принятию и реализации комплекса нормативных правовых актов в области охраны труда, соответствующих целевых программ, порядка проведения мероприятий по повышению соответствия рабочих мест государственным требованиям по охране труда и др., а также по установлению компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Кроме того, в задачи государства входят управление всеми вопросами охраны труда и координация деятельности в области охраны труда. В Программе действий эти положения конкретизированы и сформулированы в виде конкретных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы. В последнее десятилетие не только проводится постоянное совершенствование нормативной базы, включая и соответствующие положения ТК РФ, но и проходят регулярные научно-практические конференции, выставки, осуществляются научно-исследовательские проекты, публикуются статьи теоретического и прикладного характера и т.

д. Учитывая неослабное внимание, которое государственные органы с определенного момента начали проявлять к вопросам охраны труда, можно отметить положительную тенденцию в деле формирования и развития в России государственной системы охраны труда, предусмотренной Конвенцией N 187. Очевидно, что на данный момент для российского правового поля характерны динамично совершенствующаяся нормативно-правовая база и проверенная временем система компетентных органов по профессиональной безопасности и здоровью, состав которой по многим аспектам оставался неизменным на протяжении многих десятилетий, а характер полномочий постоянно дорабатывается с учетом актуальных тенденций мировой практики [2].

3. Государственная программа по охране труда, разрабатываемая в соответствии с требованиями Конвенции N 187, должна быть направлена на содействие развитию культуры профилактического отношения к вопросам безопасности и здоровья. В ее задачи входит сведение к минимуму профессиональных рисков и опасностей.

Программа должна быть гласной и по возможности должна подкрепляться дополнительными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой рабочей среды.

Соответствующая российская программа — уже упоминавшаяся выше федеральная Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 гг. — вполне удовлетворяет указанным условиям.

Так, скажем, в разд. III Программы стремление законодателя минимизировать профессиональные риски и опасности сформулировано не абстрактно, а в виде вполне определенных целевых показателей: — сокращение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 85 012 человек в 2007 г. до 75 000 человек в 2010 г.; — сокращение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с 24,9% в 2007 г.

до 21,0% в 2010 г.; — возрастание доли выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров с 68,7% в 2007 г.

до 75,0% в 2010 г.; — повышение удельного веса устраненных нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда с 86,5% в 2007 г. до 88,0% в 2010 г. Впрочем, на момент написания настоящей статьи окончательные статистические показатели по итогам реализации Программы официально не опубликованы.

Это несколько затрудняет количественную и качественную оценку эффективности данной инициативы. Тем не менее ее соответствие требованиям Конвенции N 187 очевидно, поэтому исполнение ее положений вряд ли будет идти вразрез с новыми международными обязательствами Российской Федерации. Различия в Конвенциях Следует отметить, что Конвенция N 187 пока существенно отстает по числу ратификаций от предшествующей ей Конвенции N 155.

Однако во многом это объясняется ее новизной и длительностью формальных процедур внутригосударственного согласования вопросов о ратификации международных договоров, а не особенностями содержательной части Конвенции.

Сами идеи, заложенные в ней, к настоящему времени реализованы подавляющим большинством развитых государств. Конвенция N 155 была принята 22.06.1981 и в первое десятилетие с момента принятия ратифицирована всего 10 государствами. Основной пик ратификационной активности по ней пришелся на 2000-е гг., т.

е. на третье десятилетие с момента ее принятия.

По данным на 15.10.2010, Конвенция N 155 ратифицирована 56 государствами. В свою очередь, Конвенция N 187 принята сравнительно недавно, 15.06.2006, и уже за первые 4 года с момента принятия получила 16 ратификаций.

Так, скажем, многие зарубежные государства уже на протяжении ряда лет принимают собственные стратегии по безопасности и профессиональному здоровью, во многом учитывающие положения обеих указанных конвенций даже в тех случаях, когда рассматриваемое государство пока воздерживается от их ратификации, как это можно было видеть и на примере Российской Федерации в контексте рассмотренной выше Программы действий. Аналогично подобные стратегии, программы или планы разработаны в большинстве стран Европейского союза и Британского содружества.

В США государственная программа по охране труда интегрирована в общие шестилетние стратегические планы, разрабатываемые Департаментом труда по вопросам, входящим в его компетенцию.

Сходные шаги предприняты и на региональном (наднациональном) уровне (Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (СНГ, 1994); Community strategy 2007 — 2012 on health and safety at work (EU); Plan of action on national occupational safety and health frameworks for ASEAN (2007); CARICOM model law on occupational safety and health and the working environment (1997); WHO Regional Strategy on Occupational Health and Safety in SEAR Countries (2005) и др.). Будучи сама по себе в известной степени следствием принятия Глобальной стратегии МОТ по профессиональной безопасности и здоровью 2003 г. (Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (СНГ, 1994); Community strategy 2007 — 2012 on health and safety at work (EU); Plan of action on national occupational safety and health frameworks for ASEAN (2007); CARICOM model law on occupational safety and health and the working environment (1997); WHO Regional Strategy on Occupational Health and Safety in SEAR Countries (2005) и др.

[3]), Конвенция N 187 и активные шаги по реализации ее положений, предпринятые большинством развитых государств, подвели МОТ к идее разработки глобального же Плана действий по достижению широкой ратификации и эффективного воплощения инструментов по вопросам профессиональной безопасности и здоровья (Конвенции N 155, ее Протокол 2002 г. и Конвенции N 187) [4]. Таким образом, можно сказать, что в отношении Конвенции N 187 российское законодательство находится в русле мировых тенденций, а все сложности его применения на практике, как правило, были обусловлены не отсутствием данной Конвенции среди источников трудового права России, а более комплексными проблемами нашей страны (коррупция, избыточные административные барьеры и пр.), которые в любом случае необходимо преодолеть для обеспечения эффективного функционирования государства и общества.

Библиографический список 1. Черняева Д. В. Государственная политика в сфере охраны труда за рубежом // Труд за рубежом.

2009. N 3. С. 60 — 85. 2. Сафонов А.

Л. Доклад на Всероссийском съезде специалистов по охране труда

«Государственная политика в области охраны труда в свете Концепции демографической политики в Российской Федерации»

. Москва, ТПП, 22 апреля 2008 г. // Безопасность труда и жизни.

2008. май — июнь. 3. Global strategy on occupational safety and health. Geneve: ILO, 2004. Документ размещен на официальном интернет-сайте МОТ.

Url: ilo. org/wcmsp5/groups/public/@ed_protect/@ 4. Plan of action (2010 — 2016) to achieve widespread ratification and effective implementation of the occupational safety and health instruments (Convention N 155, its 2002 Protocol and Convention N 187). Geneve: ILO, 2010. Документ размещен на официальном интернет-сайте МОТ.

Url: ilo. org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/generic-document/wcms_125616.pdf. Д. Черняева К. ю. н., доцент кафедры трудового права ГУ-ВШЭ Подписано в печать 31.03.2011 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Конвенция МОТ № 1 Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю

(г.

Вашингтон, 29 октября 1919 года — 27 января 1920 года) Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Вашингтоне правительством Соединенных Штатов Америки 29 октября 1919 года, постановив принять ряд предложений по вопросу о

«применении принципа восьмичасового рабочего дня или сорокавосьмичасовой рабочей недели»

, что является первым пунктом повестки дня Вашингтонской сессии Конференции, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1919 года о рабочем времени в промышленности и которая подлежит ратификации Членами Международной Организации Труда в соответствии с положениями Устава Международной Организации Труда: Статья 1 1.

В целях настоящей Конвенции термин «промышленное предприятие» включает, в частности: a) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых; b) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида; c) предприятия по строительству, реконструкции, содержанию, ремонту, переделке или демонтажу любых зданий, железнодорожных путей, трамвайных линий, портов, причалов, пирсов, каналов, внутренних водных путей, дорог, туннелей, мостов, виадуков, канализационных систем, водостоков, колодцев, телеграфных и телефонных устройств, электрических установок, газовых заводов, систем водоснабжения, или предприятия, производящие другие строительные работы, а так же работы по подготовке к строительству и закладке фундамента, предшествующие вышеперечисленным работам; d) предприятия, занятые перевозкой пассажиров или товаров по шоссейным и железным дорогам, морским и внутренним водным путям, включая обработку грузов, на пристанях, причалах, пирсах, в складах, но исключая переноску вручную. 2. Положения о перевозках морем и по внутренним водным путям будут определены специальной конференцией, которая рассмотрит вопрос о работе в море и на внутренних водных путях.

3. Компетентные органы власти каждой страны устанавливают разграничение между промышленностью, с одной стороны, и торговлей и сельским хозяйством, с другой.

Статья 2 Продолжительность рабочего времени лиц, занятых на любом государственном или частном промышленном предприятии или в любом из его филиалов, исключая предприятия, на которых работают только члены одной семьи, не может превышать восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю, за исключением следующих случаев: a) положения настоящей Конвенции не применяются к лицам, выполняющим функции наблюдения и управления производством, а так же к лицам, выполняющим работу доверительного характера; b)в тех случаях, когда в соответствии с законом, обычаем или договором между организациями работодателей и работников или там, где таких организаций не существует, между представителями работодателей и работников один или несколько дней в неделю рабочее время не достигает восьми часов, то восьмичасовой максимум может быть превышен в остальные дни недели с разрешения компетентного государственного органа или по соглашению между соответствующими организациями или представителями, при условии, однако, что ни в одном из случаев, предусмотренных настоящим пунктом, ежедневный максимум в восемь часов не будет превышен больше чем на один час; c) в случае, когда работники работают по сменам, допускается использование их сверх восьми часов в какой-либо один день или сверх сорока восьми часов в какую-либо одну неделю, если среднее рабочее время за три недели или меньший период не превышает восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю.

Статья 3 Максимальная продолжительность рабочего времени, предусмотренная в статье 2, может быть превышена при несчастном случае или угрозе такового, в случае необходимости срочных работ по ремонту машин или оборудования, или в случае непреодолимой силы, но лишь постольку, поскольку это необходимо во избежание серьезного нарушения нормальной деятельности предприятия. Статья 4 Максимальная продолжительность рабочего времени, предусмотренная статьей 2, может быть также превышена на таких работах, которые в связи с непрерывным характером производства требуют сменной работы, при условии, что рабочее время в среднем составит не больше пятидесяти шести часов в неделю. Такое регулирование рабочего времени ни в коем случае не может каким-либо образом влиять на дни отдыха, которые могут предусматриваться национальным законодательством взамен еженедельных дней отдыха для работников, занятых на таких работах.

Статья 5 1. В исключительных случаях, когда признается, что положения статьи 2 не могут применяться, но только в таких случаях, договорам между организациями работников и работодателей относительно более продолжительного рабочего дня может быть придана сила постановления, если правительство, на рассмотрение которого будут представлены эти договоры, примет такое решение. 2. Средняя продолжительность рабочего времени в неделю, исчисленная в зависимости от числа недель, охватываемого любым таким договором, не может превышать сорока восьми часов. Статья 6 1. Правила, устанавливаемые государственными властями, определяют для промышленных предприятий: a) исключения постоянного характера, допускаемые в отношении подготовительных или дополнительных работ, которые необходимо должны проводиться вне пределов рабочего времени, установленных для общей работы предприятия, или в отношении некоторых категорий работников, работа которых имеет в значительной степени прерывистый характер; b) временные исключения, которые могут быть допущены, чтобы дать предприятию возможность в исключительных случаях справиться с необычной нагрузкой в работе.

2. Такие правила могут быть установлены только после консультации с соответствующими организациями работодателей и работников, если таковые существуют.

Эти правила устанавливают максимум дополнительного рабочего времени для каждого случая, причем размер ставки оплаты труда за сверхурочное время не может быть меньше одной с четвертью обычной ставки. Статья 7 1. Каждое правительство сообщает Международному Бюро Труда: a) список производственных процессов, которые классифицируются как необходимо имеющие непрерывный характер в смысле статьи 4; b) полные сведения о действии договоров, упомянутых в статье 5; c) полные сведения о правилах, устанавливаемых в соответствии со статьей 6, и об их применении.

2. Международное Бюро Труда представляет по этим вопросам ежегодный доклад Генеральной Конференции Международной Организации Труда.

Статья 8 1. Для облегчения осуществления положений настоящей Конвенции от каждого предпринимателя требуется, чтобы он: a) извещал посредством вывешивания объявлений на видных местах на предприятии или других удобных местах или какими-либо другими средствами, которые может одобрить правительство, о времени начала и окончания работы, а в тех случаях, когда работа ведется посменно, – о времени начала и окончания смен.

Часы работы устанавливаются таким образом, чтобы продолжительность работы не превышала пределов, предусматриваемых настоящей Конвенцией; после того, как о них будет сообщено указанным способом, они могут изменяться лишь в таком порядке и таким способом извещения об этом, как это может быть одобрено правительством; b) извещал таким же способом о таких перерывах для отдыха, предоставляемых в процессе работы, которые не рассматриваются в качестве рабочего времени; c) вел учет всего дополнительного времени, проработанного согласно статьям 3 и 6 настоящей Конвенции по форме, предусмотренной законами или правилами каждой страны. 2. Использование на работе любого лица сверх времени, установленного в соответствии с пунктом а, или в течение перерывов, установленных в соответствии с пунктом b , рассматривается как нарушение закона.

Статья 9 При применении настоящей Конвенции к Японии предусматриваются следующие изменения и условия: a) термин «промышленное предприятие», в частности, включает: предприятия, перечисленные в пункте а статьи 1; предприятия, перечисленные в пункте b статьи 1, при условии, что на них занято по меньшей мере десять трудящихся; предприятия, перечисленные в пункте с статьи 1, постольку, поскольку эти предприятия определяются компетентным органом в качестве «фабрик»; предприятия, перечисленные в пункте d статьи 1, за исключением предприятий по перевозке пассажиров или грузов по дорогам, по обработке грузов на пристанях, причалах, пирсах, в складах, а так же переноске вручную; и независимо от количества занятых на них лиц, такие из перечисленных в пунктах b и с статьи 1 предприятия, которые компетентный орган власти может объявить весьма опасными или связанными с вредными работами; b) фактическое рабочее время лиц пятнадцатилетнего возраста или старше на любом государственном или частном промышленном предприятии, или в любом из его филиалов не превышает пятидесяти семи часов в неделю, за исключением промышленности по обработке шелка-сырца, где может быть установлен максимум в шестьдесят часов в неделю; c) фактическое рабочее время лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, на любом государственном или частном промышленном предприятии или в любом из его филиалов, а также всех шахтеров, независимо от возраста, занятых на подземных работах, ни в коем случае не может превышать сорока восьми часов в неделю; d) максимум рабочего времени может быть изменен с соблюдением условий, предусмотренных в статьях 2, 3, 4 и 5 настоящей Конвенции, но соотношение между продолжительностью такого изменения и продолжительностью основной рабочей недели ни в коем случае не может превышать соотношения, установленного в указанных статьях; e)всем категориям работников предоставляется еженедельный непрерывный отдых продолжительностью в двадцать четыре часа; f) положения японского фабричного законодательства, ограничивающие его применение предприятиями с пятнадцатью или более работниками, будут изменены таким образом, чтобы данное законодательство применялось к предприятиям с десятью или более работниками; g) положения вышеприведенных пунктов настоящей статьи будут введены в действие не позднее 1 июля 1922 года, с тем исключением, что положения статьи 4, в том виде как она изменена пунктом d настоящей статьи, будут введены в действие не позже 1 июля 1923 года; h) пятнадцатилетний возраст, предусмотренный пунктом с настоящей статьи, будет повышен до шестнадцати лет не позже 1 июля 1925 года. Статья 10 В Британской Индии принимается принцип 60-часовой рабочей недели для всех работников, занятых в отраслях промышленности, которые в настоящее время подпадают под действие фабричных законов, изданных правительством Индии, на шахтах и на таких участках железнодорожной службы, которые будут определены с этой целью компетентными органами власти. Любое изменение данного максимума, предпринятое компетентными органами власти, должно соответствовать положениям статей 6 и 7 настоящей Конвенции.

В других отношениях положения настоящей Конвенции не применяются к Индии, но на одной из последующих сессий Генеральной Конференции будут рассматриваться новые положения об ограничении продолжительности рабочего времени в Индии. Статья 11 Положения настоящей Конвенции не применяются к Китаю, Персии и Сиаму, однако положения об ограничении продолжительности рабочего времени в этих странах будут рассматриваться на одной из последующих сессий Генеральной Конференции. Статья 12 При применении настоящей Конвенции к Греции дата, с которой положения Конвенции вводятся в действие в соответствии со статьей 19, может быть перенесена на более поздний срок, но не позднее 1 июля 1923 года для следующих промышленных предприятий: 1) Производство сероуглерода 2) Производство кислот 3) Дубильное производство 4) Бумажные фабрики 5) Типографии 6) Лесопильные заводы 7) Склады по хранению и приготовлению табака 8) Разработка полезных ископаемых открытым способом 9) Литейное производство 10) Производство извести 11) Красильное производство 12) Стекольное производство (стеклодувы) 13) Газовые заводы (кочегары) 14) Погрузка и разгрузка товаров; и не позднее 1 июля 1924 года для следующих промышленных предприятий: 1) механические отрасли: производство двигателей, сейфов, весов, кроватей, гвоздей, гильз (охотничьих), выплавка чугуна, бронзы, олова; лудильное производство; производство гидравлической аппаратуры; 2) отрасли строительной промышленности; печи для обжига извести, производство цемента, штукатурки, черепичное и кирпичное производство, производство тротуарных плит, гончарное производство, обработка мрамора, земляные и строительные работы; 3) текстильная промышленность: всевозможные прядильные и ткацкие фабрики, за исключением красильных цехов; 4) пищевая промышленность: мукомольное производство, пекарни, макаронные фабрики, виноделие, производство алкогольных и безалкогольных напитков, маслодельные заводы, пивоваренные заводы, производство льда и газированных напитков, производство кондитерских изделий и шоколада, производство колбасы и консервов, скотобойни и обработка мяса; 5) химическая промышленность: производство синтетических красителей, стекольное производство (кроме стеклодувного), производство эссенций на скипидаре и винном камне, производство кислорода и фармацевтической продукции, производство льняного масла, производство глицерина, производство карбида кальция, производство газа (исключая работы кочегаров); 6) кожевенная промышленность: обувные фабрики, производство изделий из кожи; 7) бумажная и полиграфическая промышленность: производство конвертов, учетных книг, коробок, мешков, переплетные, литографские и цинкогравировальные работы; 8) изготовление одежды: пошив верхнего платья, нижнего белья и его отделка, гладильные мастерские, мастерские по производству постельного белья, изготовление искусственных цветов, перьев и отделочных материалов, шляпные фабрики и производство зонтов; 9) деревообрабатывающая промышленность: столярные мастерские, бочарное производство, обозное производство, производство мебели и стульев, изготовление рам для картин, производство щеток и веников; 10) электропромышленность: электростанции, производство электрооборудования; 11) сухопутный транспорт: работники железных дорог и городского трамвайного транспорта, кочегары, водители и возницы.

Статья 13 При применении настоящей Конвенции к Румынии дата, с которой Конвенция вводится в действие в соответствии со статьей 19, может быть перенесена на более поздний срок, но не позднее 1 июля 1924 года. Статья 14 Действие положений настоящей Конвенции может быть приостановлено в любой стране правительством в случае войны или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности. Статья 15 Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации в соответствии с положениями Устава Международной Организации Труда.

Статья 16 1. Каждый Член Международной Организации Труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется применять ее к своим колониям, владениям и протекторатам, не пользующимся в полной мере самоуправлением, a) за исключением тех случаев, когда в силу местных условий ее положения неприменимы, или b) такими изменениями, какие могут оказаться необходимыми для приспособления ее положений к местным условиям. 2. Каждый Член Организации уведомляет Международное Бюро Труда о мерах, принятых в отношении каждой из своих колоний, протекторатов и владений, не пользующихся в полной мере самоуправлением. Статья 17 Как только в Международном Бюро Труда зарегистрированы документы о ратификации двух Членов Международной Организации Труда, Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда.

Статья 18 Настоящая Конвенция вступает в силу в тот день, когда вышеуказанное извещение рассылается Генеральным Директором Международного Бюро Труда; она связывает только тех Членов Организации, чьи документы о ратификации зарегистрированы в Международном Бюро Труда. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации в день регистрации его документа о ратификации в Международном Бюро Труда. Статья 19 Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, соглашается ввести ее положения не позднее 1 июля 1921 года и принимать всемеры, необходимые для их эффективного осуществления.

Статья 20 Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации в Международном Бюро Труда.

Статья 21 Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+