Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Межевание земельных участков в водоохранных зонах

Межевание земельных участков в водоохранных зонах

Садовый участок попал в водоохранную зону


Это несколько менее сложный случай, поскольку для садоводств устанавливаются льготные условия. В садоводстве вместо очистных сооружений можно установить приемники из водонепроницаемых материалов. Однако, следует учесть, что если садоводческий участок попал в водоохранную зону, однозначную правовую оценку по возможности ведения на нем хозяйственной деятельности сможет дать только природоохранный юрист.

Также следует иметь ввиду, что для ИЖС данные правила не распространяются.

Земельные участки природоохранного назначения

В дано определение такому понятию, как . К этой категории относятся участки, относительно которых установлен специальный правовой режим земель природоохранного назначения, заключающийся в или полном запрете работ, которые не входят в список разрешенных видов деятельности.

Список составляется с учетом основного назначения площади, установленного государством.

В состав этой категории земель входят: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. другие наделы, выполняющие функции природоохранного характера.
  2. участки, занятые защитными лесными посадками, кроме лесов, находящихся в распоряжении лесного фонда и ;

Ранее в эту группу также включались запретные и нерестоохранные полосы, противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения, водоохранные зоны рек и водоемов, однако, после внесения поправок в земельный кодекс данные типы территорий были исключены из состава. В группу могут быть включены отдельные лесопосадки, если они принадлежат к защитным лесам и выполняют соответствующие функции.

Для каждого типа земель определены свои функции, к примеру, защитные насаждения включены в комплекс государственной системы мелиорации и выполняют функции по от деградации.

Вопрос-ответ юриста по водоохранной зоне

Уважаемый читатель! В данном разделе представлены наиболее часто встречающиеся вопросы, которые нам задавали на консультациях или направляли по электронной почте (стилистика авторов вопросов сохранена).

Если вы не нашли свой вопрос-ответ, напишите его в комментарии, мы постараемся на него ответить. Спасибо! 1. Что такое водоохранная зона?

2. Что можно делать в водоохранной зоне? 3. Допускается ли строительство в водоохранной зоне?

4. На чьей стороне судебная практика по водоохранной зоне? 5. Чем отличается водоохранная зона и прибрежная защитная полоса?

6. Кадастровый учет водоохранных зон?

7. Последствия нарушения водоохранного режима? 8. Как взять в аренду земельный участок в водоохранной зоне? 9. Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы?

10. Водоохранная зона знаки. Последствия их отсутствия? 11. Как устанавливается обременение по водоохранной зоне? 12. Как узнать есть на земельном участке водоохранная зона или нет?

13. Законна ли вырубка леса в водоохранной зоне?

14. Что нельзя делать в водоохранной зоне?

15. Какая должна быть ливневая канализация в водоохранной зоне? 16. Какие допускаются сбросы в водоохранной зоне?

17. Как оспорить административное правонарушение водоохраняемой зоны?

18. Можно ли уточнять границы участка в водоохранной зоне?

19. Как составить исковое заявление по нарушению водоохранной зоны?

20. Садоводство в водоохранной зоне, какой правовой статус? 21. Как определить водоохранную зону реки? 22. Особенности предоставления земельных участков в водоохранной зоне 23.

К какой категории земель относятся водоохранные зоны? Водоохранная зона это ограничение (обременение) которое накладывается на землю и ограничивает права собственника земельного участка. Такое ограничение устанавливается на участки, расположенные вблизи водоемов.

В зависимости от вида водного объекта меняется размер водоохранной зоны., например для озера ее размер составит 50 м. Соответственно все земельные участки, расположенные в пределах 50 м от озера попадут в водоохранную зону.

Основные ограничения по использованию земельных участков, попавших в водоохранную зону приводятся в ст. 65 Водного кодекса РФ. Предлагаем прочитать подробную статью по теме — Что такое режим водоохранной зоны ?

В водоохранной зоне собственнику земельного участка запрещены любые действия , которые могут нанести вред водному объекту.

В частности запрещается мойка машин, строительство АЗС, передвижение автомобильной техники по земельной поверхности, не имеющей специального твердого покрытия.

Подробно запреты на такие действия перечислены в ст.65 Водного кодекса РФ.

В остальном же собственник земли ограничен лишь целевым назначением земельного участка. Так в границах охранной зоны водного объекта допускается строительство зданий строений и сооружений.

Предлагаем прочитать статью по теме: Строительство в водоохранной зоне, что можно, какие ограничения?

Строительство допускается, но с учетом определенных ограничений, все стоки должны выводиться через систему централизованной канализации, или локальные очистные сооружения. Также при возведении капитальных объектов на территории застраиваемого земельного участка необходимо предусмотреть системы водоотведения и очистки для ливневых и талых вод .

СТО, АЗС , склады ГСМ запрещаются к размещению в водоохранных зонах, в остальных случаях можно получить разрешение на строительство капитального объекта.

Такая судебная практика, как правило, сводится к оспариванию постановлений по делам об административных правонарушениях (АПН). Основные статьи по которым привлекают физических и юридических лиц это составы 8.42, 8.12 КоАП РФ.

Суды в большинстве случаев встают на сторону юрисдикционного (государственного) органа, вынесшего постановление по делу об АПН.

Оспорить такие постановления можно в случае, если имелись существенные процессуальные нарушения (неверное составление протокола об АПН) или же вовсе не было состава правонарушения. Подробная информация по теме представлена в статье : Водоохранная зона, судебная практика.

Основное отличие заключатся в количестве ограничений, которые собственник или пользователь земли приобретает в прибрежно-защитной полосе (ПЗП).

Так в ПЗП уже в дополнение к тем ограничениям, что имеют место быть в водоохранной зоне, запрещается: выпас животных, размещение огородов и любая иная распашка земель, размещение размываемого грунта. Следует также учитывать, что в месте на которую имеет свое ограничение ПЗП распространяются также и все запреты , которые установлены водоохранной зоны.

Следует также учитывать, что в месте на которую имеет свое ограничение ПЗП распространяются также и все запреты , которые установлены водоохранной зоны. Более подробно с данной тематикой предлагаем ознакомиться в статье: Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса отличие Кадастровый учет водоохранных зон (ВОЗ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов или Региональных органом исполнительной власти , уполномоченным на распоряжение водными объектами.

Заказчиком кадастровых работ может являться только государство Российская Федерация в лице своих органов власти, указанных выше . Исполнителем работ будет являться кадастровый инженер, который на основании карты (плана) вносит в Единый государственный реестр недвижимости о ВОЗ.

Более подробно данный вопрос освещен в статье: Кадастровый учет водоохранных зон К нарушителю режима водоохранной зоны может быть применена мера административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. А именно : -взыскан штраф надзорным органом по статьям 8.12 и 8.42 КоАП РФ (административная ответственность) -в судебном порядке взыскан материальный ущерб, нанесенный окружающей среде — водному объекту (гражданско-правовая ответственность) -наложено дисциплинарное взыскание за невыполнение /ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей (дисциплинарная ответственность для работника организации) Более подробно данный вопрос освещен в статье Водоохранная зона ограничения, виды ответственности Точно также, как и любой другой земельный участок, а именно обратиться к кадастровому инженеру , подготовить схему расположения земельного участка, обратиться в районную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.

Далее получить такой земельный участок на торгах или без торгов. Основное отличие заключается в количестве ограничений, которые собственник или пользователь земли приобретает в прибрежно-защитной полосе (ПЗП). Так в ПЗП уже в дополнение к тем ограничениям, что имеют место быть в водоохранной зоне, запрещается: выпас животных, размещение огородов и любая иная распашка земель, размещение размываемого грунта.

Следует также учитывать, что в месте на которую имеет свое ограничение ПЗП распространяются также и все запреты , которые установлены водоохранной зоны. Более подробно с данной тематикой предлагаем ознакомиться в статье: Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса отличие Нарушения режима водоохранной зоны (ВОЗ) и привлечения нарушителя к административной ответственности не такая уж редкая ситуация .

Пытаясь в суде выстроить защитную позицию при оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, нарушитель зачастую указывает на отсутствие специальных знаков. Однако судебная практика сводится к тому, что знаки водоохранная зона (ВОЗ) носят информационный характер, а само по себе их отсутствие не может служить основанием для освобождения от административной ответственности. Гражданин или юрлицо должно было самостоятельно выяснить находится он (оно) в ВОЗ или нет.

Для получения исчерпывающей информации по вопросу предлагаем ознакомиться со статьей: «Знаки водоохранная зона» Обременение Водоохранная зона (ВОЗ) фактически уже является установленным для всех федеральных водных объектов в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ. Поэтому принятие каких-то дополнительных распоряжений по этому поводу не требуется.

Однако требуется определить юридические и фактические границы ВОЗ. Для этих целей уполномоченный госорган заказывает работы по установлению границ у кадастрового инженера, который готовит карту( план), согласовывает ее в бассейновых органах и передает для внесения в единый государственный реестр недвижимости в Росреестр.

Поболее подробно данная тематика освещена в статье : «Сведения о водоохранной зоне, кадастр» Способ 1: заказать выписку из Единого государственного реестре недвижимости , в составе которой есть раздел обременения и ограничения, среди которых в том числе будет указана водоохранная зона ( при ее наличии) Способ 2: открыть публичную кадастровую карту , по кадастровому номеру найти свой участок, подключить слой зоны с особыми условиями использования и посмотреть попадает участок в ВОЗ или нет. Способ 3: применяется в случае если при первых двух способах водоохранная зона не выявлена. В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ определить размер ВОЗ находящегося вблизи водного объекта и рулеткой отмерить расстояние от уреза воды до своего участка.

Однако такое определение границ ВОЗ будет юридически не совсем правильным, так как по водному кодексу граница водоохранной зоны для большинства водоемов отсчитывается от среднего многолетнего уровня воды.

Вопрос рубки лесов в водоохранной зоне определяется нормами лесного законодательств, а именно ст.104 Лесного кодекса РФ. В ВОЗ лесов в соответствии с указанной нормой права запрещается сплошная рубка.

Также следует отметить, в ВОЗ лесов запрещается возведение капитальных объектов, за исключением возведения гидротехнических сооружений, геологических работ по изучению недр, строительства и реконструкции линейных объектов. Более полный ответ на данный вопрос Вы сможете получить из статьи: «Леса водоохранных зон» В водоохранной зоне запрещается любая деятельность, которая может нанести вред водному объекту: Наиболее распространенные ограничения: -запрет на строительство заправок, станций ТО автомобилей, складов с горючим, размещение кладбищь и скотомогильников, размещение складов с удобрениями и их применение.

  1. Удобрение почв сточными водами.
  2. Запрет на езду автомобилей по почве, не имеющей твердого покрытия (грунт или асфальт).

Более подробно с перечнем ограничений можно ознакомиться в ст. 65 Водного кодекса, а также в нашей информационной статье: «Хозяйственная деятельность в водоохранной зоне» В водоохранной зоне допускается ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию при наличии централизованной ливневой системы водоотведения либо локальная система приема ливневых и талых вод с имеющимися на выпуске очистными сооружениями.

Такие очистные сооружения должны очищать воду исходя из действующих нормативов в области охраны окружающей среды. Также допускается установка приемников талых и ливневых вод , изготавливаемых из водонепроницаемых материалов. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, хозяйственная деятельность в водоохранной зоне допускается при условии защиты водных объектов от загрязнения и засорения.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, хозяйственная деятельность в водоохранной зоне допускается при условии защиты водных объектов от загрязнения и засорения. Под такой защитой понимается наличие очистных сооружение. Соответственно все сбросы должны осуществляться либо через централизованные системы водоотведения (хозбытовые и ливневые) либо через локальные очистные сооружения в водный объект с необходимой степенью очистки.

Более детально проблематика освещена в статье : «Сброс сточных вод в пределах водоохранных зон» Необходимо оспорить факт события административного правонарушения.

К примеру участок находится вне пределов водоохранной зоны, в этом случае в суде можно предъявить документы на земельный участок, а также заключение кадастрового инженера, подтверждающее, что земельный участок не находится в ВОЗ.

Также , если инспектором при подготовке дела к рассмотрению были нарушены процессуальные нарушения, то них также можно смело указывать суде , к основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Предлагаем также ознакомиться со статьей по теме :

«Нарушение водоохранной зоны, что грозит, 8.12 или 8.42 КоАП РФ ???»

Да можно, как и для любого другого участка. Однако следует помнить, что для уточнения границ земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства должны быть веские основания.

Таким основанием к примеру может являться кадастровая ошибка Исковое заявление в данном случае составлять не нужно. В случае если Вам стало известно о фактах нарушения специального режима водоохранной зоны нужно составить мотивированное обращение в Росприроднадзор и Природоохранную прокуратуру, по некоторым статьям КоАП РФ дела также рассматривает Росрыболовство.

При наличии вины нарушителя его привлекут к административной ответственности, а в случае причинения вреда окружающей среде будут также рассчитан ущерб и взыскан с нарушителя в судебном порядке. Рекомендуем к прочтению актуальную статью по теме: «Юрист по водоохранной зоне» Водный кодекс не содержит ограничений по размещению в водоохранной зоне (ВОЗ) садоводств . Более того у СНТ есть даже определенные преференции по отношению к размещению домов ИЖС в границах ВОЗ .

Для ИЖС в обязательном порядке придется предусмотреть подключение к системе хозбытовой канализации или установку локальных очистных сооружений на выпуски стоков.

В садоводстве же допускается монтаж приемников сточных вод из водонепроницаемых материалов. Водоохранная зона реки определяется ст.65 Водного кодекса РФ и в зависимости от протяженности водного объекта будет составлять 50, 100 или 200 метров.

Водоохранная зона берет свое начало от береговой линии реки, то есть от средне-многолетнего уровня воды. Для получения точной информации о наличии на участке земли ограничения водоохранная зона необходимо заказать выписку из единого государственного реестра недвижимости.

В данный момент каких-то ограничений по получению земельных участков в водоохранной зоне в собственность нет. Ранее до 2006 года оформить право собственности на землю в ВОЗ было невозможно ввиду того, что ВОЗ относились к землям водного фонда.

Приватизация земель водного фонда запрещена.

Ограничением в данный момент может выступить лишь несоответствие целевого использования земли запретам, установленным ст.65 Водного кодекса РФ. Так, например, получить земельный участок под строительство АЗС или СТО в ВОЗ не получится Подробная информация по теме представлена в статье: Земельный отвод в водоохранной зоне.

Водоохранные зоны могут относится к различным категориям земель. Если водный объект находится в лесном массиве, то это будут земли лесного фонда, если же , к примеру, река протекает через сельхоз угодия, то это буду земли сельскохозяйственного назначения, а если же река протекает через поселок или город, то это будет категория земли населенных пунктов. К слову, так было не всегда раньше до 2006 года, все водоохранные зоны относились к землям водного фонда.

Более подробную информацию по вопросу предлагаем получить в из статьи: «Категория земель водоохранных зон»

Водный кодекс РФ — для собственников участков

Водное законодательство России — относительно «юное» направление в сфере законодательства, существующее менее века, в сравнении, например, с земельным законодательством. В ряде зарубежных европейских стран (Великобритания, Испания, Германия, Франция) водное законодательство возникло в середине XIX века и достигло весьма высокого совершенства. В этих странах налажены гибкие и эффективные, а главное,- результативные методы управления водным хозяйством, охраны водных объектов и природных водных ресурсов.

В частности, в разработке требований по охране береговых зон при застройке и ином их хозяйственном использовании. Отличительной особенностью европейского водного законодательства и водного законодательства Северной Америки от российского заключается в том, что помимо общих законов в области водных отношений, принимались и специальные законы. В США, например, названия федеральных «водных» законов звучат как-то по-человечески ))) — например, так:

  1. Закон «О чистой воде» (1977 г.) и др.
  2. «О реках и бухтах» (1999г.)
  3. «Об управлении береговой зоной»(1972 г.)
  4. «О диких и красивых реках» (1968г.)

В настоящий период времени Водные Кодексы среди ведущих государств мира действуют только в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике.

А в регионах России Водный Кодекс принят только в Республике Башкортостан. Новый Водный кодекс РФ () отражает значимость водных объектов для жизни и деятельности граждан России, значимость самих водных объектов как среды обитания биологических и растительных ресурсов.

Сам по себе Водный кодекс не может никаким образом влиять на изменение (улучшение или ухудшение) обстановки. Всё сводится к формированию способа защиты и возможности использования водного объекта, к тому, как исполняются и какие механизмы задействованы для исполнения того или иного закона. Старый вариант Водного кодекса был принят еще в октябре 1995г., то есть практически почти за 10 лет до принятия нового.

В свое время он был достаточно прогрессивным.

И все же за десятилетие его действия произошли очень серьезные нарушения, связанные с водными объектами.

За эти годы застроились водоохранные зоны вокруг водных объектов, продолжалось использование и загрязнение водных ресурсов, водопользование не стало адекватным тому, что планировалось , хотя закон в 1995г.

был принят не плохой. И с этих позиций можно говорить о том, что новый Водный кодекс не является революционным. Вообще говоря, в использовании водных ресурсов революция недопустима. Это историческая традиция по использованию воды.

В стране у нас много рек, озёр, и, само по себе, введение Водного кодекса не изменит ситуацию по резкому изменению в отношении их использования и защиты. Очередной Водный Кодекс может быть лишь предпосылкой к тому, чтобы ситуацию улучшить. Серьёзной проблемой, с которой приходится сталкиваться многим собственникам земельных участков, где есть те или иные водные объекты или участков, находящихся вблизи каких-либо водоёмов, остаётся сложная возможность использования своих участков с ручьями, небольшими речками, прудами, озёрами или воспользоваться близостью этих замечательных творений природы.

В большинстве случаев они «натыкаются» на запрет органов властей — отделов по архитектуре администраций, «Роспотребнадзора», экологических органов и ряда других при попытке решить вопрос застройки своих земельных владений.

Примером может послужить ситуация, представленная .

Связано это, в частности, с таким «родным и обычным» российским явлением, как «забывчивость» государственных органов о своевременном и должном информировании каждого собственника или пользователя земельного участка, например, об установлении водоохраной зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10 января 2009 года с изменениями на 29 апреля 2016 года), об изменениях границ водоохранных зон и границ прибрежно-защитных полос, о введении в связи с этим особых условий пользования такими земельными участками.

В тех регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, уведомлялись о наличии таких зон и необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Зачастую, работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась.

Границы фермерских владений и иных земельных участков не всегда отбивались в натуре, не всегда они отмечались и на земельных планах. В результате, немало земельных объектов «неожиданно» для их собственников оказались в водоохранных зонах, хотя пользование ими велось, как говорится, испокон веков. Итогом такого «стечения обстоятельств» для собственников и пользователей земельных участков стали сложности развития своих земельных территорий в плане застройки.

А «искусственная древность» документации на земельные объекты создала проблемы по сделкам с ними. Государство, не обеспечившее в своё время предоставление каждому собственнику, арендатору квалифицированной документации на земельный объект, сегодня поставило каждого собственника или арендатора земельного участка перед

«очередной необходимостью «уточнения местоположений участков»

отбивки на местности их границ … со всеми вытекающими финансовыми поборами.

Вот почему, получив из ЕГРН Выписку из кадастрового плана земельного участка, собственники вынуждены оправиться на поиски геодезической землеустроительной организации для «поправки строки в кадастровом плане»: местоположение участка не определено, необходимо уточнение площади по результатам межевания». Тем более, что государству требуются ещё и уточнения площадей участков в связи с изменяющимися требованиями по охране водных объектов. Нормы водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и иного федерального законодательства, всё-таки, должны быть нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму.

Нужно отметить, что новый Водный Кодекс РФ в какой-то мере отличается большей мягкостью в сравнении с предыдущим: ширина водоохранных зон уменьшена, равно как и ширина прибрежно-защитных полос, но с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Связано это как с реальной ситуацией сокращения рекреационных возможностей населения, так и с начавшейся приватизацией земель, расположенных вдоль водоемов.
Связано это как с реальной ситуацией сокращения рекреационных возможностей населения, так и с начавшейся приватизацией земель, расположенных вдоль водоемов. Тем не менее, не обошлось и в этом вопросе без массовых нарушений земельного, водного, земельного иного законодательства.

В частности, только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается Служба судебных приставов.

Новым водным законодательством введён порядок, по которому выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых отводов земель, если в их составе есть водоохранные зоны. Сделано это с целью предотвращения загрязнения водных объектов, а также с задачей сохранения среды обитания водных биологических ресурсов, то есть животных и растений.

В частности, передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см.

статьи , и др. Водного Кодекса, Гражданского кодекса РФ). Собственникам и пользователям земельных участков, на территории которых или вблизи которых есть водные объекты нужно знать, что для уточнения размеров водоохранных зон и прибрежно-защитных полос «своих» водных объектов, возможности их использования, скажем, в плане застройки, нужно обратиться к землеустроителю поселения, в районный (городской) отдел по архитектуре.

Именно здесь они могут получить необходимую информацию для правильного планирования своих задач.

Земельный отвод в водоохранной зоне

25.05.2016ЮристВодоохранная зона До установления поправок к Земельному кодексу в 2008 году получить земельный участок в водоохранной защитной зоне реки, водохранилища или иного водоема было достаточно сложно. Причиной тому являлось то, что до внесения указанных изменений в ЗК РФ водоохранная зона и прибрежные защитные полосы рек, болот, прудов и т.д.

относились к особой категории земли водного фонда. В соответствии с законом о приватизации государственного и муниципального имущества (принят 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ) отчуждение земель Водного фонда в пользу частных лиц не допускается.

При этом аренда водоохранной зоны данным законом не запрещалась. Соответственно получить на тот момент земельный участок в водоохранной зоне рек и иных водоемов можно было только на праве аренды, или ином праве, которое не обращало бы такие участки в собственность. И особенно остро ощущалась проблема для лиц, обладающих земельными участками на праве бессрочного постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения в такой охранной зоне, так как оформить в собственность свои участки они не могли, а право бессрочного постоянного пользования по наследству вообще не передается.

И как следствие, наследники после смерти ближайших родственников лишались участков, расположенных в зонах ОРИ водных объектов. При этом земельные участки в водоохранных зонах городов и сел по правилам, установленным Водным кодексом 1995 года предоставлялись только с согласия органов власти, осуществляющих мониторинг водоохранных зон и охрану земель водного фонда. Такими органами власти в настоящий момент являются Росприроднадзор и Росводресурсы.

В то же время в силу с требований постановления Правительства №1404 (документ утратил силу в связи с принятием нового Водного кодекса в 2006 году) границы и площадь водоохранной зоны определялись в посредством проектирования, но они должны были быть не меньше предельных размеров, указанных в постановлении. Это указывало на то, что ширина водоохранной зоны реки, ручья, озера или иного водоема могла меняться, и в случае спора о наличии такой зоны всегда можно было провести дополнительные проектные работы и обосновать уменьшение границ.

А что же сейчас? Есть ли какой-то особый порядок , чтобы взять земельный участок в собственность в водоохранной зоне? После введения поправок в Земельный кодекс в 2008 году водоохранные зоны потеряли статус земель водного фонда, соответственно стала, дозволена приватизация земельных участков в водоохранных зонах. Нужно также указать, что в Водном кодексе от 2006 года были исключены требования по получению согласия органов власти по надзору за водным фондом при выделении надела в водоохранной зоне.

В данный момент вопрос предоставления участков в таких охранных зонах регулируется исключительно земельным законодательством, а именно требованиями Земельного кодекса РФ.

И никаких особых согласований в связи с особым статусом охранной зоны сейчас не требуется. Предлагаем наши качественные услуги юриста по водоохранной зоне

Навигация по записям

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), которая устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, различаются земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Бывает администрация отказывает гражданам в предоставлении земельных участков под тем предлогом, что они находятся в водоохранной зоне и относятся к землям, ограниченным в обороте.

Давайте разберемся, правильно это или нет. Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также предусмотрено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (ВК РФ), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Как видим, в ст. 27 ЗК РФ говорится о земельных участках в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земельных участках в пределах береговой полосы и земельных участках, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. О земельных участках в водоохранных зонах ничего не сказано. Для правильного ответа на наш вопрос нужно разобраться с понятиями указанных выше зон и территорий.

В соответствии со ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Понятие территорий общего пользования закреплено в ст.

1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Вместе с тем понятие водоохранных зон дано в ст. 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

На территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков.

В соответствии с ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: — использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; — размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; — осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; — движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; — размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; — размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; — сброс сточных, в том числе дренажных, вод; — разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г.

№ 2395-1 «О недрах»). Таким образом, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст.

27 ЗК РФ. В этих зонах за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не запрещена.

Ранее Верховный Суд РФ разъяснял, что ст. 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта (Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов (утв.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г.), ответ на вопрос 23).

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14. С уважением, адвокат Маковеев Сергей Иванович Запись опубликована автором в рубрике , .

Добавьте в закладки .

Правовой режим водоохранной зоны

Введенный в действие с 1 января 2007 г.

Водный кодекс РФ (далее — ВК РФ) существенно изменил правовой режим водоохранной зоны. Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ) . Теперь такие зоны могут быть установлены на землях любой другой категории при условии, что такие земли примыкают к водному объекту.Согласно ст.
102 ЗК РФ) . Теперь такие зоны могут быть установлены на землях любой другой категории при условии, что такие земли примыкают к водному объекту.Согласно ст.

65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.——————————— В ВК РФ установлено понятие «водный фонд», а понятие «земли водного фонда» отсутствует.Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них возникает особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется. Таким образом, водоохранные зоны — зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.

Такое понимание правовой природы водоохранной зоны утвердилось и в юридической литературе .——————————— См., например: Сиваков Д.О. Режим водоохранных зон: охрана вод и лесов // Законодательство и экономика. 2008. N 10; Липатова В.И. Проблемы применения законодательства по вопросам водоохранной зоны // Вестник ВАС РФ.

2006. N 12.Земельным кодексом РФ такие зоны отнесены к ограничениям прав на землю (ст. 56). Следовательно, его общие нормы об ограничении прав на землю должны применяться и к водоохранным зонам, так как они являются частным случаем охранной зоны с особым режимом использования и хозяйственной деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 56).Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Ограничения прав на землю, установленные актами органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(ст. 56 ЗК РФ).При этом Закон не содержит указания на иной порядок установления и отсылок к иному законодательству.

Однако для установления водоохранной зоны не требуется издания акта органа государственной власти или местного самоуправления.

Водоохранные зоны являются установленными в силу ст.

65 ВК РФ на основании самого факта примыкания территории к соответствующему водному объекту.Территориальные пределы ограничений (границы водоохранных зон и береговой полосы) также определяются указанной статьей и не могут быть установлены иначе ни на основании подзаконных нормативных актов Российской Федерации, ни на основании законодательства субъекта РФ .

В части 18 ст. 65 ВК РФ указывается на необходимость определения Правительством РФ порядка установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос , так как установление самих водоохранных зон полностью определяется на законодательном уровне.——————————— См., например: Определение ВС РФ от 28 мая 2008 г. N 33-Г08-5. См.: Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17

«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

.Требование земельного законодательства о необходимости государственной регистрации подобных ограничений вполне обоснованно и базируется на принципе земельного права, в соответствии с которым земля одновременно является природным объектом, природным ресурсом и объектом недвижимого имущества.Необходимо учитывать, что объектом недвижимого имущества в земельных отношениях является земельный участок, а не земля.

Законодатель требует внесения сведений в государственный реестр прав в отношении каждого конкретного участка в качестве обременения. При этом возникают вопросы: каковы последствия отсутствия государственной регистрации такого ограничения?

является ли это основанием для признания неустановленными соответствующих ограничений в использовании?Природа ограничений прав в водоохранных зонах водных объектов является не гражданско-правовой, а земельно-правовой, так как эти ограничения не связаны с правами третьих лиц (как, например, сервитут, аренда или залог), а проистекают из природных факторов и необходимости учета при определении правового режима земельного участка его значения как природного объекта, тесно связанного с другими природными объектами.Эта связь является объективной, правовой режим определяется законодательно и не зависит от условий договора. Водоохранные зоны формируются по правилам ст. 65 ВК РФ, и их размер зависит от вида водного объекта и его протяженности, но не определяется тем, сформированы или нет земельные участки на соответствующей территории и какие права на них закреплены.Содержание ограничений так же одинаково для собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков.

Кроме того, земельные участки могут быть сформированы в любой момент, даже когда водоохранная зона на данной территории уже существует, т.е.

земельный участок образовывается в пределах водоохранной зоны.

Законодательством не определено, кто, в каком порядке должен обратиться за государственной регистрацией ограничения прав и на каком этапе предоставления земельного участка. Может ли являться отсутствие государственной регистрации ограничения права основанием для оспаривания сделки с таким земельным участком и признания ее недействительной?При возникновении таких споров суды исходят из установления факта нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны, но не из наличия или отсутствия государственной регистрации ограничения права.

К тому же в пределах водоохранной зоны может находиться не весь земельный участок, а только его часть. В этом случае можно говорить об ограничении права только на часть земельного участка, находящуюся в пределах водоохранной зоны. Эти вопросы требуют детальной разработки и конкретизации в законодательстве.Данные проблемы могут быть разрешены посредством указания на необходимость государственного кадастрового учета водоохранной зоны, а также ее частей.

Внесение сведений в кадастр, в том числе описание границ водоохранной зоны в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) к описанию границ, может служить необходимым и достаточным правовым закреплением установленных ограничений в использовании земельного участка.В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий устанавливается ст. 10 Закона о кадастре.Создание единой информационной системы об объектах недвижимого имущества и правах на них должно исключить двойной учет, чреватый потерей и искажением юридически значимой информации, а также неоправданными бюрократическими издержками и проволочками при оформлении сделок с недвижимым имуществом. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность получить полную информацию о правовом режиме земельного участка из единого информационного ресурса, каковым и должен быть кадастр объектов недвижимости.Однако для достижения этой цели требуется соотнести нормы водного и земельного законодательства.

В упомянутом Постановлении Правительства РФ

«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

указывается, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Данным Постановлением разграничивается компетенция органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в регулируемой области и регламентируется, что в целях установления границ органы государственной власти обеспечивают:

  • описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
    1. определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст.

      65 ВК РФ;

    2. отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
    3. установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

    Ограничения в использовании земельных участков

    О наличии ограничений в использовании земельного участка теперь можно узнать онлайн, не выходя из дома. На официальном сайте Федеральной кадастровой палаты функционирует электронный сервис, с помощью которого можно выяснить, находится ли земельный участок в особо охраняемой зоне. К таким зонам относятся охранные, санитарно -защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, зоны подтопления, зоны придорожной полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Данные зоны требуют особых условий использования территории, поэтому собственнику земельного участка следует знать о существующих ограничениях, чтобы избежать нарушений правового режима. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    Найти сервис можно на главной странице сайта ФКП (www.kadastr.ru), выбрав из списка «Электронные услуги и сервисы» вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок». Чтобы проверить земельный участок, следует ввести в поисковую строку его кадастровый номер или учетный номер зоны. В случае если участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, сервис покажет полную информацию об этой зоне и ее ограничениях.

    Стоит отметить, что сведения, полученные с помощью этого сервиса, несут справочный характер и предназначены исключительно для некоммерческого использования.

    Купили участок в охранной зоне, что делать, что грозит?

    Если Ваш участок оказался на территории охранной зоны, это еще не повод для паники.

    В нашу компанию часто обращаются с вопросом: участок попал в охранную зону газопровода, нефтепровода, что делать? Исходя из опыта работы компании ООО «Юрист-Долина», даем разъяснение.

    Во-первых, установление охранной зоны могло быть произведено с кадастровой ошибкой, тогда имеется возможность корректировки такой зоны.

    Тогда Вам потребуется помощь кадастрового инженера. Во-вторых, наличие охранной зоны не исключает права собственности на такой участок, он не подлежит изъятию, приватизация земли также не исключается. В-третьих, в некоторых случаях по согласованию с органами власти или эксплуатирующими организациями строительство объектов недвижимости допускается с установлением ряда ограничений.

    Разрешение на строительство в охранной зоне в таком случае можно получить с условием соблюдения требований эксплуатирующей организации или надзорного органа.

    В-четвертых, если Ваш участок сформирован до строительства объекта, имеющего охранную зону, то вы может рассчитывать на возмещение убытков. Требования о возмещении таких убытков порождают многочисленные земельные арбитражные споры. В-пятых, мог быть нарушен порядок определения границ охранных зон.

    В заключение поясним, что делать, если садовый участок попал в охранную зону ЛЭП, газопровода, нефтепровода, санитарную зону.

    В таком случае необходимо поднимать документы, на основании которых отводился участок под садоводство, установить, в каком году отводился участок и в каком году строился промышленный объект. Если он строился уже после отвода земель СНТ, то вполне есть возможность отстоять свои садовые постройки в суде.

    Итак, если наш клиент утверждает, что садоводство построили давным-давно ещё при Советском Союзе или получил земли при перестройке, то он имеет шансы на успех. Конечно же особенно сложные проблемы возникают, когда именно объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, дом) попали в охранную зону. В таком случае целесообразно обратиться к юристу по охранным зонам как можно раньше, чтобы Ваша частная собственность в виде коттеджа или дома не оказалась под угрозой сноса.

    Важно знать! Если собственники земли продали участок в охранной зоне и умышленно скрыли информацию об обременении от покупателя, то по суду с них могут взыскать разницу между продажной стоимостью и действительной стоимостью в связи с обременением охранной зоной.

    Мы оказываем услуги в следующих субъектах: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (также по согласованию и в других субъектах).

    Уважаемый читатель! Наша компания предлагает подготовить для Вас письменную правовую позицию. В ходе оказания данной услуги по вашей ситуации будет сделан детальный юридический анализ с учетом положений Российского законодательства, сложившейся судебной практики, личного практического опыта юриста по аналогичным проблемам. При оказании данной услуги Вам будут даны конкретные практические рекомендации для дальнейших действий в Вашей проблемной ситуации.

    Телефон для связи 8 (812) 909-31-95

    Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зоне

    Также п.

    15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

    1. разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
    2. сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    3. размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
    4. использование сточных вод для удобрения почв;
    5. осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    6. размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);

    На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

    1. использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
    2. сплошные рубки лесных насаждений;
    3. размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
    4. создание и эксплуатация лесных плантаций;

    Иные зоны с особыми условиями использования территории

    зоны оказывающие существенное влияние на проектирование и строительство объектов недвижимости, — зоны затопления, подтопления. Помимо водоохранных зон и прибрежных защитных полос большое влияние на хозяйственную деятельность человека, на проектирование и строительство недвижимости и объектов инфраструктуры оказывают зоны затопления, подтопления водных объектов, они также относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

    Сведения о них находятся в Едином государственном реестре недвижимости, а также Государственном водном реестре, ознакомиться с ними можно с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра. В границах зон затопления, подтопления водных объектов запрещается:

    1. размещение новых населенных пунктов;
    2. строительство объектов недвижимости без инженерной защиты от затопления, подтопления;
    3. применение авиации при борьбе с вредными организмами.
    4. захоронение радиоактивных отходов;
    5. использование сточных вод;
    6. размещение кладбищ, отходов производства, токсичных и отравляющих веществ;

    Для установления таких зон также следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», а также согласует его с:

    1. Федеральным агентством по недропользованию (только при определении границы зоны подтопления). ()
    2. Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Управлением МЧС России по Федеральному округу); ()
    3. Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (только при определении границы зоны затопления); ()
    4. Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальным органом — Бассейновым водным управлением); ()
    5. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; ()

    Границы зон затопления и подтопления считаются установленными со дня внесения сведений в ЕГРН.

    Дачный участок попадает в водоохранную зону

    Здравствуйте.

    В статье 27 ЗК РФ сказано, что земельные участки в пределах водоохраной зоны и природной защитной полосы не изъяты из оборота, и значит, могут находится в частной собственности.

    Однако владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Специальный режим предполагает, что на данной территории устанавливаются запреты и ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности. Так, согласно части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениямизапрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Важным новшеством по сравнению с предыдущей редакцией ВК РФ является норма части 16 статьи 65 ВК РФ, согласно которой в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Данная норма значительно либерализовала режим водоохранных зон.

    По сути, разрешены любые виды деятельности и строительства, кроме прямо запрещенных законодательством. Единственное условие — должна обеспечиваться должная охрана водного объекта, в противном случае эксплуатация хозяйственных объектов или иная деятельность не допускается (Постановление ФАС УО от 6 августа 2009 г.

    N Ф09-5605/09-С1 по делу N А47-2121/2009).

    Водоохранной зоны нет в кадастре — можно подъезжать к водоему и оставлять машину или нет

    Сегодня, друзья мои, расскажу всю правду о 200 метрах у реки, о машине у водоёма, о водоохранной зоне.Если водоохранной зоны нет в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), сведения о её границах не внесены в кадастр — значит можно ставить машину в пределах прибрежных зон реки, озера — любого водоёма или нет?Так меня спрашивали мои приятели по увлечению — те, с которыми мы часто встречаемся на любимых берегах местных водоёмов.Раньше и я думал, что если на данном участке нет водоохранной зоны (ВЗ), что она никакими знаками не обозначена и в ЕГРН её границ нет, то и значит закон Водного кодекса (ВК), а именно 65 статья (особенно нас касалась пункт №4) здесь не действует.Но как мы все ошибались!.После друзей спросил, и я у знакомого юриста, который как раз-таки профилируется по земельным участкам.Из его консультации я понял — коротко: «Если даже на карте ЕГРН нет обозначения границ ВЗ и не присвоен кадастровый номер, но эти зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) были отмечены в нормативно-правовых актах (НПА) ВК (Водного кодекса), то они также несут юридическую силу и находятся под законом.»Как мог коротко, а теперь подробнее.Есть такая статья 26-ая в Федеральном кодексе от 3 августа 2018 года за номером №342, в 8-ой части которой говорится, цитирую:» До 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;3) нормативным правовым актом (НПА), предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;4) решением суда.» (ссылка — https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-03.08.2018-n-342-fz/statya-26/ )А все водные объекты, существующие на 2007 год, обзавелись водоохранными зонами благодаря НПА ВК за тот же 2007 год, то.То получается, ребята, нас обложили «высоким частоколом». И пункт 5(1) Постановления Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред.

    от 29.04.2016) здесь также не работает, так как имеет меньшую юридическую силу и по дате, и по иерархии закона.Так что, фактически нам закрыт свободный доступ к прудам, речкам и любым водоёмам до января 2022 года — это уж точно.

    И получается стать 65, в том числе в части 4 будет работать безукоризненно.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +