Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Избрали главу поселения по незаконному порядку избрания

Избрали главу поселения по незаконному порядку избрания

Избрали главу поселения по незаконному порядку избрания

Ответ


Согласно ч.7 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Уставом сельского поселения определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия исполняет заместитель главы поселения.

Порядок избрания заместителя главы муниципального образования осуществляется в соответствии с утвержденным Советом депутатов Регламентом Совета депутатов муниципального образования (далее – Регламент Совета). Регламентом Совета также определяются вопросы, связанные с избранием главы муниципального образования, его полномочиями (в том числе исполнением его полномочий в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения), полномочиями заместителя главы поселения и другие.

Обращаю Ваше внимание на то, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно ч.1 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Таким образом, все вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования, исполнением его полномочий должностным лицом местного самоуправления или депутатом представительного органа муниципального образования, избранием нового главы муниципального образования должны быть урегулированы уставом муниципального образования, а не регламентом представительного органа муниципального образования.

Уставом сельского поселения установлено, что исполняет обязанности главы поселения в случае досрочного прекращения его полномочий заместитель главы поселения, а не старейший по возрасту депутат либо иной депутат, избранный большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, как это указано в Регламенте Совета. Учитывая вышеизложенное, до избрания нового главы муниципального образования заместитель главы муниципального образования должен был исполнять полномочия главы муниципального образования, но не позднее избрания нового состава представительного органа поселения.

Вместе с тем обращаю также внимание на то, что в июле 2017 года ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новой ч.8.1-1.

Данной частью предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.

При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе. Как следует из Вашего обращения, новый состав представительного органа поселения был избран в сентябре 2018 года.

Учитывая указанные выше нормы, избрать нового главу муниципального образования должен был прежний состав представительного органа поселения.

Однако этого сделано не было. Не был избран новый глава поселения и на первом заседании вновь избранного представительного органа поселения. Таким образом, налицо нарушение ч.8.1-1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно ч.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Согласно ч.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия заместителя главы муниципального образования, как лица, замещающего муниципальную должность (но не выборного должностного лица местного самоуправления), прекратились со дня начала работы нового состава представительного органа поселения, избранного в сентябре 2018 года. Соответственно он не может исполнять полномочия главы муниципального образования, поскольку уже не является заместителем главы муниципального образования. По вопросу подписания решения представительного органа муниципального образования исполняющим обязанности председателя представительного органа муниципального образования в отсутствие главы муниципального образования сообщаю.

Федеральный закон № 131-ФЗ (ч.3 ст.43) предусматривает принятие представительным органом муниципального образования решений как содержащих нормы права, то есть устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, так и решений ненормативного, индивидуального характера. Необходимым условием приобретения юридической силы решениями представительного органа муниципального образования, имеющими ненормативный, индивидуальный характер является подписание такого решения председателем соответствующего представительного органа, а в отдельных случаях, строго оговоренных Федеральным законом № 131-ФЗ, -уполномоченным депутатом этого представительного органа (см. ч.10 и ч.11 ст.741 Федерального закона № 131-ФЗ).

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, хотя и подписанный председателем представительного органа, но не удостоверенный подписью главы муниципального образования, обрести юридическую силу не может.С учетом изложенного,любые решения представительного органа муниципального образования должны быть подписаны председателем представительного органа муниципального образования, а те из них, что содержат общеобязательные нормы права, то есть устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, для приобретения юридической силы должны быть также подписаны главой муниципального образования.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, хотя и подписанный председателем представительного органа, но не удостоверенный подписью главы муниципального образования, обрести юридическую силу не может.С учетом изложенного,любые решения представительного органа муниципального образования должны быть подписаны председателем представительного органа муниципального образования, а те из них, что содержат общеобязательные нормы права, то есть устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, для приобретения юридической силы должны быть также подписаны главой муниципального образования.

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования, единолично.

Поскольку глава сельского поселения входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, он единолично подписывает все решения. Таким образом, ни исполняющий обязанности председателя представительного органа муниципального образования (поскольку такая должность не предусмотрена Уставом муниципального образования), ни старейший по возрасту депутат данного представительного органа не вправе подписывать решения представительного органа поселения.

В Вашем же случае лица, которое могло бы подписывать решения представительного органа поселения, нет, поскольку им, в соответствии с Уставом муниципального образования, может быть только глава муниципального образования либо лицо, исполняющее его полномочия в соответствии с Уставом муниципального образования и законом субъекта Российской Федерации.

Представляется, что единственным выходом из сложившейся в муниципальном образовании ситуации является скорейшее избрание главы сельского поселения.

Главу будем выбирать по-новому

Автор: Александр Ковалёв № Идринский вестник № 16

По инициативе губернатора Красноярского края Виктора Толоконского депутаты Законодательного собрания края приняли законопроект об избрании глав муниципальных образований.

По какой теперь модели будем в сентябре выбирать главу района и глав поселений, сегодня об этом беседа с главой района, председателем районного Совета депутатов Анатолием Букатовым.– Анатолий Гаврилович, закон о выборах глав муниципальных образований утвержден. Какую модель проведения выборов нам предлагают и по какой из них в сентябре текущего года будут выбирать главу района?– Тема, как выбирать глав местного самоуправления, важная. Мы ее обсуждали в ячейках разных партий, на сессии районного Совета депутатов и сошлись во мнении, что надо проводить прямые выборы глав.

Рекомендуем прочесть:  Как медкнижку сделать мытищи

Но вышел федеральный закон, на базе которого 3 марта текущего года принят краевой закон, где четко прописано, что главы муниципальных образований должны избираться на конкурсной основе.

А раз есть закон, его надо выполнять. Свое отношение к прямым выборам я уже как­то высказывал, но еще раз повторюсь. Так называемые прямые выборы ослабляют власть. Это прозвучало в пояснительных записках по закону о выборах, в позиции губернатора. В случае прямых выборов на должность главы могут зарегистрироваться люди без образования, без опыта работы.

В случае прямых выборов на должность главы могут зарегистрироваться люди без образования, без опыта работы. Люди, которые много говорят о том, что надо сделать, а как это сделать – не имеют никакого представления. Вот и получается, что при прямых выборах избрание главы зависит от того, нравится кому­то данный человек или нет, от того, что наобещает кандидат на пост главы.Согласно принятому закону глава района будет выбираться в обязательном порядке на конкурсной основе, других вариантов просто нет.

Процедура выборов будет такова: вновь избранный в сентябре этого года районный Совет депутатов на первой сессии выбирает председателя Совета, этот же Совет начинает вести работу по созданию конкурсной комиссии. Если решат, что комиссия будет состоять из десяти человек, то пять из них будут назначаться губернатором, а пять депутатами райсовета.

Эта комиссия и будет проводить конкурсный отбор.

Любой гражданин России, даже не житель района, может баллотироваться на пост главы района.

Он готовит и подает в комиссию определенный пакет документов.

Комиссия эти документы рассматривает, проводит собеседование с кандидатами и отбирает из всего количества желающих минимум два человека, которые будут представлены на сессии райсовета.

Из этих двух человек депутаты районного Совета выберут главу района.–Согласно новому законопроекту глава района будет совмещать обязанности главы администрации, то есть исчезнет «двуглавая» власть.– Да, теперь глава района будет в одном лице и главой администрации.

Выбранный председатель районного Совета депутатов будет освобожденным лицом, как это уже было пять лет назад. Районный Совет будет отдельным юридическим лицом. По­моему, это правильно. Конечно, когда это будет в одних руках, работы, ответственности у главы прибавится, но оперативности в управляемости и четкости будет гораздо больше.Еще о «двуглавости» власти.
По­моему, это правильно. Конечно, когда это будет в одних руках, работы, ответственности у главы прибавится, но оперативности в управляемости и четкости будет гораздо больше.Еще о «двуглавости» власти.

Скажу так: да, она в чем­то ущербна. Но вот нам с Анатолием Владимировичем за пятилетку удалось почти все сделать. Мы с ним находили и находим общий язык; у нас накопился положительный опыт, есть что сказать.

Ведь разграничить где мое, где не мое невозможно, волей­неволей все хозяйственные дела пересекаются.– Не получится ли так, что, имея двойную нагрузку, глава района погрязнет в рутине?– Мы по этому поводу собирались, рассуждали. Да и я анализировал ситуацию, которая сложится. Напрашивается примерно такой вывод.

Когда сложится новая система власти, надо будет пересмотреть структуру штата администрации района. Один из действующих заместителей главы администрации должен стать по сути правой рукой главы района.

Для этого заместителя надо будет проработать обязанности, вплоть до права подписи, чтобы он, в случае отсутствия главы района, мог принять решение сам. Любое дело не должно останавливаться, все должно оперативно решаться.– Анатолий Гаврилович, какая предлагается модель выборов глав поселений?– Что касается наших 16 поселений, то по краевому закону там, где на 1 января 2015 года имеется свыше 500 человек избирателей (не жителей), главу будут избирать тоже на конкурсной основе.

Процедура выборов такая же, как и главы района. Только 50% членов конкурсной комиссии будут назначаться главой района, а 50% сессией сельсовета. У нас таких три сельских администрации: Идринская, Добромысловская и Никольская.

Во всех остальных территориях число избирателей не превышает 500 человек.В законе есть еще такой вариант.

Там, где число избирателей от 300 до 500 человек – проводить прямые выборы, а там, где избирателей до 300 человек, главу можно выбирать на сходе или прямым голосованием. Для поселений оптимальный вариант – прямые выборы.

Чтобы выбрать главу на сходе, необходимо присутствие не менее 50 процентов населения, а его в настоящее время трудно собрать.- Будет ли учитываться, в какой партии состоит кандидат на пост главы?– Каждая партия, наверное, будет стараться продвинуть своего представителя. В связи с этим, считаю, надо проводить тайное голосование по выборам главы. Тогда вопрос партийной принадлежности сам собой снимется.Мое же, сугубо личное мнение – партийность здесь ни при чем.

Надо оценивать человека по его опыту, знаниям, образованию. Надо рассматривать профессиональные качества кандидата, который должен после его избрания на пост главы работать на улучшение экономики, благосостояния района, знать, что следует предпринять для дальнейшего развития.– Анатолий Гаврилович, какие критерии будут предъявлены к кандидату на пост главы поселения?– В сельской администрации, где глава будет выбираться на конкурсной основе, к кандидату будут предъявлены аналогичные требования, как и к кандидату на пост главы района: высшее образование, опыт работы.

Надо рассматривать профессиональные качества кандидата, который должен после его избрания на пост главы работать на улучшение экономики, благосостояния района, знать, что следует предпринять для дальнейшего развития.– Анатолий Гаврилович, какие критерии будут предъявлены к кандидату на пост главы поселения?– В сельской администрации, где глава будет выбираться на конкурсной основе, к кандидату будут предъявлены аналогичные требования, как и к кандидату на пост главы района: высшее образование, опыт работы.

В остальных поселениях такого ограничения нет, такие критерии в законе не предусмотрены. Хотя, когда обсуждался этот вопрос, то предлагалось в поселениях, где будут проходить выборы на конкурсной основе (так же, где проходят прямые выборы), планку по образованию довести до среднетехнического.Мы сейчас постепенно приближаемся к тому, чтобы кадровая политика, как и ранее, все же формировалась и к власти приходили образованные, грамотные люди.

Глава не всему голова: назначенные главы поселений больше не смогут руководить депутатами

Артём БОТЫГИН | 03.06.2017 02:29:33

На майской сессии регионального парламента депутаты приняли изменения в областной закон о местном самоуправлении, согласно которым главы сельских поселений, занявшие эту должность по результатам конкурса, а не прямого голосования, не смогут возглавлять местный орган представительной власти.

На нестыковки в региональном законодательстве первой обратила внимание прокуратура.

Как пояснил «БК» старший помощник прокурора области Руслан КОРНИЛАЕВ, ведомство регулярно проводит мониторинг правоприменительной практики, и, когда появились решения Верховного суда РФ, признающие незаконными отдельные нормы муниципальных уставов, аналогичные нарушения были выявлены и в нашем регионе . Совмещение должности главы сельской администрации и председателя совета депутатов – нормальная практика, такая возможность была предусмотрена законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, и многие субъекты РФ, в том числе и Архангельская область, ею пользовались.

Но когда после реформы местного самоуправления глав повсеместно стали не избирать на прямых выборах, а назначать по результатам конкурса, такая система потеряла логику: получается, народными избранниками руководят главы, за которых большинство граждан не голосовало.

«Сформировавшаяся в последнее время практика Верховного суда четко определила статус главы сельского поселения. И мы согласились с позицией прокуратуры: возможность совмещения должностей главы сельского поселения и председателя представительного органа может быть реализована лишь в случае избрания главы на муниципальных выборах или депутатами из своего состава», – подчеркнул председатель комитета областного Собрания по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав ВТОРЫЙ.

По его мнению, все просто: депутатами не может руководить не депутат или человек, который назначен на должность не волеизъявлением большинства граждан. К слову, если бы региональные парламентарии не поддержали инициативу прокуратуры, некоторые главы сельских поселений оказались бы нарушителями, и вопросы о законности занятия ими должностей решались бы в судебном порядке.

По информации областной прокуратуры, нововведения касаются 125 из 159 сельских поселений региона. В Вельском районе, например, по конкурсу избраны главы всех сельских МО, кроме одного.

Правда, принятые изменения распространяются только на последующие конкурсные процедуры. Главы сельских поселений, избранные на сегодня в результате конкурса, продолжат исполнять все свои обязанности до следующих выборов.

«Для уже действующих глав, которые руководят работой местных депутатов, все останется как есть, а следующие главы уже будут работать по новой схеме»

, – пояснил Руслан Корнилаев.

Тем муниципальным образованиям, которые таким образом останутся без председателя совета депутатов, придется искать выход из положения. По мнению Станислава Второго, логичнее всего в такой ситуации избрать председателя из числа депутатов на неосвобожденной основе.

Учитывая небольшое количество жителей в глубинке Архангельской области и соответствующий объем задач, это было бы оптимальным решением, уверен депутат.

Ваше имя* Ваш E-Mail Символы на картинке* Разрешить смайлики в этом сообщении

Прокуратура Дагестана и КС РФ признали муниципальные выборы 2015 года в республике незаконными

8 февраля 201612:02Прокуратура Дагестана сообщила на своем сайте о внесении протеста на ряд положений закона республики от 8 декабря 2015 года № 117 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» на предмет соответствия федеральному законодательству. «Как установлено, статьи 3 и 5 названного закона, регламентирующие вопросы установления и изменения порядка формирования органов местного самоуправления, противоречат Постановлению Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2015 года № 30-П. В частности, статьи 3 и 5 Закона Республики Дагестан от 08.12.2015 № 117 допускают включение в состав представительного органа муниципального района глав поселений, избранных по результатам конкурса», — говорится в сообщении прокуратуры.

Такой порядок, утверждает надзорное ведомство, противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации общим принципам организации местного самоуправления, согласно которым формирование представительного органа муниципального района из числа глав поселений возможно только в том случае, если при этом обеспечивается вхождение в его состав глав, избранных населением на муниципальных выборах.

«В связи с этим, на предмет приведения Закона Республики Дагестан от 08.12.2015 № 117 в соответствие требованиям Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П прокуратурой республики принесен протест»

, — говорится в сообщении прокуратуры Дагестана.

Поясним: мэры городов, главы районов и сел в Дагестане избираются депутатскими собраниями городов, районов и сел из трех кандидатов — членов депутатского собрания, предложенных конкурсной комиссией. Согласно закону № 117, а также закону № 67, принятому Народным Собранием Дагестана 16 сентября 2014 года, избирательный порядок в дагестанских муниципалитетах выглядит следующим образом. Глава города, района или села избирается депутатским собранием из числа тех, кто прошёл конкурсную комиссию, на 50% состоящую из представителей главы Дагестана и на 50% — из представителей собрания депутатов.

В свою очередь, представительный орган каждого района республики формируется из глав входящих в район сельских поселений, а также представителей от собраний сельских депутатов (по 1−3 человека от села, в зависимости от количества жителей в нём). Городские собрания депутатов избираются путем голосования жителей города за партийные списки кандидатов.

Выборы депутатов горсобрания Махачкалы и мэра дагестанской столицы проходят в следующем порядке.

Сначала в трех округах дагестанской столицы избирают путем прямого голосования депутатов собраний районов Махачкалы. Затем каждое районное собрание избирает из своего состава свою часть депутатов городского собрания. После формирования депутатского корпуса города, по представлению утвержденной главой Республики Дагестан конкурсной комиссии, депутаты городского собрания Махачкалы избирают мэра дагестанской столицы.

Фактически прямые выборы депутатов районных собраний и мэров городов с 2014 года в Дагестане отменены. Прошедшие в сентябре 2015 года «непрямые» выборы в муниципальные органы власти Дагестана имеют весьма шаткую легитимность с точки зрения Конституции РФ.

Осенью 2015 года в Госдуму на предмет проверки легитимности дагестанских муниципальных выборов обратилась начальник Тарумовского межрайонного отдела Комиссии по борьбе с коррупцией Луиза Сулейманова. После запроса Сулеймановой 90 депутатов Государственной Думы РФ обратились в Конституционный суд РФ с просьбой дать заключение о конституционности тех местных выборов в РФ, которые проходили 13 сентября 2015 года с участием конкурсных комиссий.

1 декабря Конституционный суд принял постановление по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 3 статьи 36 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

.

«Пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не может толковаться и применяться как допускающий вхождение в состав сформированного из представителей поселений представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — иное противоречило бы выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П и сохраняющей свою силу правовой позиции, согласно которой представительный орган муниципального образования верхнего территориального уровня не может состоять из лиц, не избранных самим населением, — говорится в постановлении Конституционного суда РФ. — Отступление от приведенной правовой позиции, актуальной и применительно к ныне действующему правовому регулированию разграничения между уровнями публичной власти полномочий по определению порядка формирования представительного органа муниципальных районов, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального 45 образования, означало бы нарушение Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (части 2 и 3), 32 (часть 1) и 130 (часть 2)».

«Определение Конституционного суда вступило в законную силу, — говорит Луиза Сулейманова, подавшая осенью запрос в Госдуму о конституционности дагестанских муниципальных выборов. — И, следовательно, выборы, которые прошли в Дагестане с участием конкурсных комиссий, должны быть аннулированы.

В других регионах такие выборы уже отменили, а в Дагестане пока не спешат отменить результаты выборов, прошедших 13 сентября». После вступления в силу постановления Конституционного суда РФ и одобрительной реакции на него прокуратуры Дагестана, законодательная и исполнительная власти Дагестана обязаны по закону отреагировать на правовую оценку состоявшихся в сентябре 2015 года муниципальных выборов в республике. Признание этих выборов, де-юре означает, что мэр Махачкалы Муса Мусаев, мэр Дербента Малик Баглиев, мэр Кизляра Александр Шувалов, мэр Южно-Сухокумска Эсенбулат Магомедов, главы многих районов и сел являются нелегитимными и обязаны сложить свои полномочия.

Все решения, которые они принимают, документы, которые подписывают, могут быть признаны незаконными.

После того, как избранные по конкурсу муниципальные главы сложат свои полномочия, власти Дагестана обязаны назначить в 2016 году муниципальные перевыборы, а депутаты муниципальных образований обязаны в конкурсном порядке избрать новых глав.

«То, что Конституционный суд и прокуратура Дагестана признали выборы в республике незаконными, дискредитирует главу Дагестана Рамазана Абдулатипова, — заявил в беседе с источник в экспертной среде Дагестана.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+