Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Жилищное право - Иск о признании недвижимого имущества бесхозяйным

Иск о признании недвижимого имущества бесхозяйным

Иск о признании недвижимого имущества бесхозяйным

Рассмотрение судом заявления о признании вещи бесхозяйной


Судья вправе в досудебном порядке предпринять меры по установлению собственника бесхозяйной вещи: запросить сведения в органах власти, организациях, у граждан. Вправе вызвать в суд лиц, которым известны сведения о собственнике или об обстоятельствах владения бесхозяйным имуществом.Если собственник вещи объявится и заявит свои требования на имущество, рассмотрение дела будет прекращено и заявитель (владелец) вправе будет подать в суд исковое заявление.Решение суда и признании вещи бесхозяйной принимается одновременно с передачей такой вещи в право собственности заявителя.

Заявление о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и признании права собственности заявителя на него

В ______________ районный (городской) суд _____________ области (края, республики) Заявитель: ______________________________ (наименование органа) ________________________________________, телефон: _____________, E-mail _________. Заинтересованное лицо 1 ________________, (Ф.И.О.) адрес __________________________________, телефон: ____________, E-mail __________.

Заинтересованное лицо 2 ________________, (Ф.И.О.) адрес __________________________________, телефон: _____________, E-mail _________. ЗАЯВЛЕНИЕ о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и признании права собственности Заявителя на него Актом комиссии от «___»__________ ____ г. установлено, что гр. __________ является незаконным владельцем земельного участка общей площадью _________ кв.

м, расположенного по адресу ______________. Участок был выделен __________________ (собственник и законный владелец) для __________________ (указать назначение участка).

На самовольно занятом участке выявлено капитальное строение — дом (другое строение или сооружение), что подтверждается данными БТИ, который принадлежал гр. ______________________. Данное лицо ________________ (от права собственности отказалось, умерло и т.п.).

Иных законных владельцев объекта недвижимости не установлено. В соответствии с актом обследования капитального строения установлено, что спорное строение обладает признаками бесхозяйной постройки согласно ст. 225 ГК РФ. «___»_________ ___ г.

бесхозяйное недвижимое имущество принято на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ст. 225 ГК РФ, руководствуясь статьями 262, 264 — 267 ГПК РФ, ПРОШУ: Признать объект недвижимости, расположенный по адресу ______________, бесхозяйным недвижимым имуществом. Признать право собственности Заявителя на объект недвижимости, расположенный по адресу ______________.

Приложения: 1. Копия Акта комиссии обследования самовольно занимаемого земельного участка, расположенного по адресу _________________ от «___»__________ ___ г.

2. Копия Акта комиссии обследования бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного по адресу ___________________, от «___»_________ ___ г.

3. Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 4. Копии заявления для заинтересованных лиц.

«___»__________ ___ г. _____________________ (подпись) Вид документа: Ключевые слова: Рубрика: Оцените публикацию +1 0 -1

Рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

  1. о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

  2. о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by Artio

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска.

Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России.
Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  1. когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  2. если стоимость бесхозяйного имущества достигает пределов в 100 000 рублей, то уплачивается государству 800 руб. плюс три процента;
  3. если цена искового заявления более одного миллиона рублей, то истец обязан оплатить пол процента от суммы и 13 200 рублей.
  4. в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;
  5. если стоимость бесхозного объекта составляет от 200 001 рубля до 1 миллиона, то размер пошлины равен 5200 рублей плюс один процент;

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности.

В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений.

У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог.

Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели.
Эту проблему попытались решить законодатели.

Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир.

Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости.

Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой.

Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости.

За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости.

Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества.

О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления.

При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга).

Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона.

Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Исковое заявление в суд о признании объекта бесхозяйным

От этой суммы вам придётся выплатить процентную пошлину, которая высчитывается по специальной формуле, предписанной Налоговым кодексом РФ для выплаты пошлин на подобные иски.

При этом данная сумма пошлины должна быть не менее 400 рублей и не более 60 000 рублей, если речь идёт об объекте незавершённого строительства. Исковая давность по данному делу составляет 3 года, на основании определения общего срока давности для дел искового производства.

Но если вы открыто и добросовестно пользовались бесхозной вещью или содержали объект незавершённого строительства более 15 лет – вы имеете право претендовать на него в соответствии с положением о сроке приобретательной давности. Результаты судебного процесса играют беспрецедентную роль.На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 225-226 Гражданского кодекса РФ, статьями 290-291 Гражданского процессуального кодекса РФ, Прошу:

  • Признать движимую вещь: (наименование) бесхозяйной и признать право собственности на нее.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  • Копии заявления
  • Другие доказательства, подтверждающие основания заявления о признании вещи бесхозяйной
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  • Документы, подтверждающие факт отсутствия (отказа) собственника
  • Документы, подтверждающие факт владения движимой вещью

Дата подачи заявления « » г.

Госпошлина и срок исковой давности

Размер государственной пошлины рассчитывается в зависимости от цены иска (Налоговый Кодекс Российской федерации, ).

В зависимости от ценового значения недвижимости, право собственности на которую требуется признать в судебном порядке, на период 2018 года тарифы госпошлины исчисляются следующим образом:

  1. от 200 001 до 1 000 000 рублей — 5 200 р. + 1% суммы, превышающей 200 000 рублей;
  2. до 20 000 р.- 4 % цены иска, но не менее 400 рублей;
  3. свыше 1 000 000 рублей — 13 200 р. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000, но не более 60 000 рублей;
  4. от 20 001 до 100 000 рублей — 800 р. + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей;
  5. от 100 001 до 200 000 рублей — 3 200 р. + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей;

Срок исковой давности по общим правилам составляет 3 года, однако исковые заявления с целью признать право собственности на бесхозяйную недвижимость рассматриваются в соответствии с особым режимом судопроизводства. Исковой срок по данным делам составляет 12 календарных месяцев с момента постановки недвижимого имущества на учёт.

Особенности рассмотрения дела в суде

Судья до рассмотрения дела выясняет, кто может пояснить обстоятельства, касающиеся спорной вещи (физические, юридические лица).

Запрашивает сведения о собственниках и владельцах, вызывает таких лиц в судебное заседание.

Если вдруг возникнет спор о праве (например, появится бывший собственник, который скажет, что не отказывался от права собственности), заявление остается без рассмотрения. А стороны могут подать исковое заявление.Когда суд примет решение признать вещь бесхозяйной, одновременно осуществляется передача этой вещи в собственность новому владельцу (заявителю). Решение суда по заявлению о признании вещи бесхозяйной является документом, подтверждающим право собственности.

Признание права собственности

Для того чтобы орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом имел право обратиться в судебные органы с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, законом предусмотрен ограничительный срок в один год. Следовательно, только по истечении года объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий. В том случае, если по истечении года объект недвижимого имущества в судебном порядке не будет признан, как бесхозяйным, то он вновь может быть принят во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

При этом следует обратить внимание, что порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (объектов), который утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации будет действовать лишь до 30.06.2014 г.

Сама процедура признания объекта недвижимости, как «Бесхозяйной» и учитывая предусмотренный законом длительный и ограничительный срок в один год, во взаимосвязи своей вызывает в настоящее время немало судебных споров. И связано это с теми ситуациями в основном, когда ещё ранее, более десяти лет назад между продавцом и покупателем был заключён договор купли-продажи объекта недвижимости, а впоследствии покупатель так и не зарегистрировал данное право в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, однако осуществлял все права законного владельца.

Законодательство чётко указывает, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. И как разъяснено совместным Постановлением Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора купли-продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. состоялось. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

Следует также учесть нормы Земельного законодательства, которые предусматривают порядок перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

Иными словами, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Что именно может стать причиной судебного разбирательства между добросовестным собственником недвижимого имущества, которые не смог, не захотел или просто не придавал особо значения государственной регистрации своего права и органом местного самоуправления, который выявил данный объект недвижимости и заявил своё право признать это объект «Бесхозяйным»?

Наличие предъявленного искового заявления собственника о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости является препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным».

Также препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным» является факт владения спорным объектом недвижимого имущества каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло — электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта и т.п.), т.е.

открытое владение и пользование спорным объектом недвижимости как своим собственным. Немаловажным препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным» является выявление правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости. Стоит обратить внимание ещё на одно основание, как подача заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект, что будет препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным».

Следовательно, выводы судов различных округов сводятся к тому, что отсутствие государственной регистрации права собственности законного владельца или иного лица на объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом судами также не исключён иной подход к спорной ситуации, где наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, т.е.

и в этом случае надлежащей оценке подлежат правоустанавливающие документы, свидетельствующие о праве собственности на спорный объект.

Следовательно, как отмечено судами, учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом. На основании вышеизложенного и учитывая правовой анализ судебной практики, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, если для этого нет других препятствий. При этом под другими препятствиями следует понимать, в частности, истечение сроков, предусмотренных статьей 312 АПК РФ, недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к публично-правовой ответственности, неисчерпание возможности для обращения в суд апелляционной или кассационной инстанции.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач. Звоните прямо сейчас! Поможем!

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ПРИЗНАНИЮ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗНОЙ:

Департамент муниципальной собственности администрации обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – канализационный коллектор, назначение объекта: сооружения канализации, протяженно. Департамент муниципальной собственности администрации обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – водопроводная сеть, назначение объекта: сооружения водозаборные, протяженностью 1.

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.

Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают.

Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки. Когда имущество нельзя признать бесхозяйным Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной Вещь считается бесхозяйной, если:

  1. собственник отказался от прав на нее.
  2. она не имеет собственника;
  3. ее собственник неизвестен;

Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.

19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010). Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011). Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным.

То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления.

Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п.

3 ст. 225 ГК). Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения.

Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012). Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст.

210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК. ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей.

Чиновники с заявленными требованиями не согласились.

Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание. Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей.

В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011). Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты. ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения.

Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012). Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст.

1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества. Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана.

Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.

Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет. Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора.

Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет. ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом.

Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев).

Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования.

Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.

Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор. Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился.

Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет.

Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227). Выводы и рекомендации Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду 1.

Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре.

Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке. 2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии.

Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+